ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Нашей дочери 5 лет. Она очень активная девочка. Многим интересуется и достаточна развита в свои 5 лет. Я вот столкнулась с такой проблемой. В этом году она перешла в подготовительную группу, в средней группе она была лидером и все дети равнялись на нее, она могла помочь остальным справиться с трудностями. А в новой группе дети в возрасте от 5 до 7 лет, она самая маленькая по возрасту и вот решила, что у нее не получается делать то, что делают остальные дети. Вернее, она делает это хорошо, но страх перед началом занятий ее смущает.

Вот, например, сегодня мы шли в детский сад и она попросила у меня узнать про занятия, какие сегодня будут занятия, чтобы она смогла заранее понять, удастся ли ей справиться с ними. Я ей говорю, что это же здорово, что есть дети, которые старше тебя, у них можно научиться чему-либо.

А еще она упертая и ей надо, чтобы было сделано все хорошо — педант, короче. А когда что-то не сразу получается, начинает плакать.

Как помочь ребенка справиться вот с такими трудностями в 5-ти летнем возрасте? Спасибо за помощь. С уважением, семья Лазовских.

Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте. То, что ваша семья столкнулась с этой ситуацией, вполне типично для возраста 5-ти лет. Дело в том, что именно в этом возрасте зарождается критичное отношение к себе. Кроме того, это совпало с переходом в другую группу, что само по себе является стрессовым фактором (вспомните свои чувства, при переходе на новое место работы). Вполне естественно, что в новом коллективе ваша дочь, пока что, чувствует себя не очень уверенно. Ведь это и новый коллектив, и коллектив более старших, а значит и более умелых детей.

И для того, чтобы занять свое место в коллективе требуется и время, и определенные усилия, и ваша поддержка.

Чем Вы можете помочь своей дочери? Повышать ее самооценку, уверенность в собственных силах.

КАКИМ ОБРАЗОМ?

  • Создавать ситуации успеха.

Дома, на прогулке, умышленно создавайте ситуации, в которых ваша дочь сильна и проявляет себя уверенно. Обязательно отмечайте ее успех. Но лучше не хвалите, а говорите о своих и ее чувствах.

— Я радуюсь, что у тебя получилось… Мне приятно, что ты…. Тебе нравится, что ты…?

Главное быть искренней в своих чувствах, чтобы дочь ощущала вашу радость из-за ее побед, и чувствовала свою. При этом ее уверенность в своих силах будет расти.

  • При неудачах – подбодрить и стимулировать попробовать еще раз.

— Ты расстроилась (разозлилась, обиделась и т.д.), что у тебя не получилось так, как тебе хотелось?

Выслушайте ее ответ.

— Да, действительно неприятно, но не всегда получается сразу так, как хотелось бы. Попробуй еще раз.

После спросите, нравится ли ей результат? Порадоваться вместе с ней.

  • Старайтесь не использовать оценки ее поступков, поделок и так далее.

Оценка (здорово, молодец, умница) ставит ребенка в зависимость от нее (оценки) другим. Будь то родитель, воспитатель, друг, учитель и так далее. Чем более значим человек, тем сильнее зависимость и желание получить «хорошую» оценку. При этом часто теряется интерес к самому процессу выполнения чего бы то ни было, и повышается страх ошибки. Ведь, если я ошибусь – меня не похвалят, не оценят.

Лучше озвучивайте свои чувства — радость, восхищение, удовольствие от работ вашей дочки. Почаще адресуйте ее к самоощущениям от работы: — Тебе нравится?.

  • Назовите себе минимум пять качеств своей дочери, которые вам в ней нравятся.

Когда она проявляет эти качества, отмечайте это обязательно, закрепляйте их.

—  Как мне приятно, что ты….. Какая ты у меня заботливая… и т.д.

Хорошо при этом обнять, поцеловать дочку. Или сделать то, что подскажет ваше материнское сердце. Но будьте искренни с собой и с дочкой. Отмечайте те качества, которые действительно в ней цените.

  • Не забывайте и про разумную критику.

Ведь если только восхищаться, то может закрасться недоверие к словам мамы.

— Да, мне нравится, но знаешь вот здесь можно ….

Это у вашей дочки также будет повышать уверенность в себе – ведь мама всерьез принимает ее работу, дает ценные указания по улучшению ее.

  • Играйте дома в игры, где есть победители.

К неудачам нужно приучать постепенно. Ведь не всегда будешь в выигрыше. Здесь важно также показывать свои чувства: огорчение от проигрыша, радость от выигрыша. Но самое главное – радость от взаимодействия, не выиграешь, если не будешь играть.

  • Узнайте у воспитателей с кем общается ваша дочка, появились ли у нее подруги, как она общается, удалось ли сблизиться с кем-то.

В этом возрасте огромное значение имеют именно отношения друг с другом, правила поведения в обществе, ролевые игры. Может быть, требуется помощь воспитателей в налаживании контактов между детьми.

  • То, что ваша дочь сейчас в группе самая младшая, также является плюсом – ей есть куда расти, не с кем конкурировать, так как остальные действительно старше (и ей можно это объяснить).

Она может чувствовать поддержку и помощь более старших детей и вместе с ними чем-то вместе заниматься. Да, для нее это новая ситуация, но замечательный опыт. А это замечательный опыт сотрудничества. Заручитесь поддержкой воспитателей.

Постепенно, с вашей помощью, ситуация исправится. Запаситесь терпением, ведь изменения не произойдут за пару дней и даже недель.

___________________________________

Читать также: