ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте. Моему ребенку 4 года. Скажите, как себя вести с ним? Когда на площадке кто-то разрушает его башню, он очень расстраивается. Когда он подходит к взрослым ребятам, хочет с ними поиграть, они ему говорят: «Ты еще маленький», — он тоже расстраивается.

Как сделать так, чтобы ребенок так сильно не переживал неудачу?

Отвечает Зиновьева Екатерина, психолог детского Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте. Переживания ваши и вашего сына вполне понятны и естественны. Действительно обидно, когда твою постройку, создаваемую долго и по определенному замыслу, рушит кто-то другой. Когда не принимают в игру и обзывают маленьким. И очень больно видеть слезы своего ребенка, горько переживающего неудачу.

Однако предлагаю посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Переживая такого рода неприятности, ребенок получает определенный опыт: не всегда все происходит справедливо;

  • его могут не принять в компанию — опыт отверженности;
  • с ним могут не играть просто потому, что считают его маленьким – ощущение бессилия, обида.

Это очень нелегкий опыт и тяжелые переживания. Но проживая, выдерживая их и в конечном итоге справляясь с ними, ребенок вырабатывает собственные внутренние защиты. Эти самые защиты будут всю жизнь помогать ему в ситуациях, в которых он будет испытывать схожие чувства.

Что же делать Вам? Ваша роль достаточно велика!

В ситуациях, которые вы описали, ваш сын испытывает целый клубок чувств. В четыре года ему очень трудно разобраться, что же именно он чувствует и что вообще с ним происходит. Сильные эмоции маленькие дети вообще самостоятельно переработать не в состоянии! Им обязательно нужна помощь взрослого.

Если ваш ребенок чем-то сильно расстроен, плачет, злится или же молча обижается, попробуйте действовать следующим образом.

1. Обнимите ребенка, возьмите за руку или погладьте его.

Тактильный контакт лучше всяких слов сообщит малышу, что он не один, что его слышат и ему сопереживают.

2. Озвучьте его чувства:

— Я вижу, тебе очень обидно, что ребята разрушили твою башню.
— Ты очень огорчен, что тебя не приняли играть, тебе обидно, что тебя считают маленьким.

Называя ребенку его чувства, вы, во-первых, объясняете ему, что с ним происходит. Во-вторых, что главное, вы разделяете с ребенком его чувства, как будто часть переживаний вы берете на себя. Тем самым вы помогаете ему пережить неприятную ситуацию.

Не спешите успокоить ребенка или переключить его на что-либо другое, ему нужно время, чтобы прожить, прочувствовать, отгоревать случившееся. «Плач – помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться».
Главное — будьте с ребенком рядом.

3. Можете вместе обсудить, что малышу делать дальше:

— Ты можешь построить еще одну башню, если хочешь.
— Мы можем пойти на другую площадку, где играют детки твоего возраста, и ты сможешь поиграть с ними.

Однако зачастую детям бывает достаточно только озвучить их чувства и дать им их отгоревать. И далее они с новыми силами сами способны решить, что им делать дальше.

4. Оставайтесь спокойны, не теряйте самообладания.

В данный момент вы являетесь для вашего ребенка опорой. И ваш спокойный уверенный вид покажет ему, что происходящее не так уж и страшно, и с этим вполне можно справиться.

Неудачи, разочарования, слезы неизбежны в жизни каждого ребенка. Однако родительская вера в то, что малыш со всем справится, поддержка, улыбка, объятия – лучшее лекарство от всех неприятностей.

Удачи Вам!

_____________________

Читать также: