ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Прошу вашего совета и помощи, так как сама уже зашла в тупик и задыхаюсь от безвыходности. У меня две дочи: 3,3 и 1,3. Проблемы возникли со старшей. Она вообще очень темпераментный и своенравный ребенок, но в то же время очень общительная, жизнерадостная, добрая и развитая не по годам.

Но в последнее время она стала просто невыносима. Стала озлобленной, агрессивной, на всех кричит, бьет, ругается, слова «нет» и «нельзя» воспринимает с сильной агрессией и все равно делает все, что ей хочется.

Я уже всякими путями с ней пыталась бороться: и объясняла. и старалась не обращать внимания, и в угол ставила…. но мое терпение уже на пределе. Я ее уже полгода как начала пороть, причем срываю всю свою злость на ней, за что потом себя виню и плачу.

Сказать, что ей не хвататет внимания невозможно. Я все свое свободное время стараюсь уделить ей, даже нанимала младшей няню на вечернее время, когда она после сада приходит, чтобы быть с ней и заниматься с ней.

Она не просто капризничает, а стала очень злой.

Меня это очень пугает. Я не хочу, чтобы она у меня выросла истеричкой. Я водила ее к неврологу и психологу в нашем детском саду. На что психолог, понаблюдав за ней в группе, сказал, что она вполне нормальный и очень хороший ребенок, а невролог вообще просто взглянула на нее и сказала, что все в порядке. Однако проблема осталась и она с каждым днем становится все злее и агрессивнее. Мы даже перестали ее возить в гости к бабушке, так как она постоянно бьет прабабушку, мотивируя это тем, что она старая страшная и ей не нравится.

В общем сил моих больше нет. Помогите, пожалуйста.

Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог, Монтессори-педагог детского центра Монтессори СЕМИЦВЕТИК:

Добрый день. По тому, что Вы описываете, очень похоже, что у дочки кризис 3-х лет. Могу Вас поздравить, она растет, рождается Личность, она уже одной ногой в новом возрастном этапе.

Но, любые серьезные изменения сопровождаются сложностями. Запаситесь терпением, наберитесь сил и, поверьте, постепенно это пройдет. Именно в этом возрасте дети начинают испытывать сильные эмоции и собственные желания: «Хочу!», — кричит малыш, злость, ненависть, радость, обида.

Чем темпераментней ребенок, тем более бурные у него эмоции! А что с ними делать — они пока не знают! Самоконтроль только начинает формироваться. И в этом мы, взрослые, должны им помочь.

Кроме того, примерно в этом же возрасте ребенок испытывает собственное всемогущество: мне говорят «нельзя», а я делаю, хочу – и беру. Поэтому просто необходимо поставить границы дозволенного: что можно, а что нельзя, а где можно договориться.

Итак, чтобы ваша дочь не делала все, что ей хочется:

1. Меньше слов, больше дела. За каждым нежелательным поступком не просто слово НЕЛЬЗЯ, а конкретная санкция.

Например, залезла в лужу в ботинках, возвращаемся домой; замахнулась на человека — остановить руку, со словами: — Людей не бьют. 

Плохо ведешь себя за столом — выходишь. НО! Вы сначала предупреждаете, то есть. говорите правило, после чего действуете. И очень важно выполнять свои слова. Сказали: вернемся домой, значит, невзирая на крики, протесты и все остальное – ведете домой. Если не уверены, что сможете – не говорите ( сначала взвесьте свои силы), иначе дочка действительно будет делать то, что хочет, а Вашим словам не доверять.

2. Ребенок имеет права на негативные чувства, она просто не знает, что с ними делать. Я называю этот прием «Смирительная рубашка».

Возьмем для примера ситуацию, когда ваша дочка бьет бабушку. Вы твердо берете ее (дочь) за руку со словами: — Людей, а тем более бабушку, бить нельзя!. Скорее всего, дочери это не понравится, она может закричать, попытаться вырваться и так далее.

Вы берете ее на руки, сильно прижимая к себе (как смирительная рубашка, только ласковая) и озвучиваете ее чувства: — Ты злишься, что я не дала ударить бабушку?… Тебе обидно… тебе больно … и так далее.

Когда попадете в точку, Вы обязательно увидите! Дочка кивнет головой, скажет «да», а главное — ее напряжение начнет спадать, она начнет успокаиваться. После чего вы говорите: — Бабушку бить нельзя! (или надо учиться контролировать свои эмоции, или в луже сидеть нельзя и так далее,  по ситуации). Все это время держите дочку, сильно прижимая к себе.

Что при этом происходит?

  • сохраняется телесный контакт, дочка чувствует, что любима Вами, даже когда проявляет разрушительные чувства;
  • она чувствует, что ее понимают, и поэтому снимается напряжение;
  • она учится понимать себя, что с ней происходит, какое чувство она испытывает;
  • у нее формируется самоконтроль. Вы выступаете сначала внешним контролем, показывая, что есть сила сильнее ее желания, злости и так далее. И учите ее останавливать (контролировать) собственные импульсы, развиваете самоконтроль.

Хочу сразу предупредить: не ждите, что все пройдет сразу. У каждого ребенка свой темп. Сколько Вам потребуется времени на преодоление кризиса покажет только время.

____________________________________

Читать также: