ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Принимали участие, как правило, девочки. Хороводные игры в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников.

Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки.

Это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Стоит отметить, что, например, в вальдорфском детском саду день начинается с хоровода или игры, в которой дети сидят по кругу, и ими же заканчивается.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.

Cписок самых популярных среди детей хороводных игр

ПУЗЫРЬ

Дети вместе с воспитателем организуют тесный кружок и делают вид, как будто дуют в трубочку (дуют они при этом в кулачки). На каждому выдохе дети отступают назад, словно пузырь увеличивается. Затем все берутся за руки и произносят следующие слова:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся!

Когда получился большой растянутый круг, дети начинают бежать по кругу, приговаривая:

Он летел, летел, летел и за веточку задел. Лопнул пузырь.

На этих словах дети разжимают руки, хлопают в ладоши, кричат громко «Хлоп» и сбегаются в одну кучку.

ТИШИНА

Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают:

Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!

После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры.

ПОДАРКИ

Один ребенок – «именинник» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:

Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «именниник».

На самом деле выбор «подарков» этим может не ограничиваться. Можно называть любые подарки.

ФЛАЖОК

Эта игра очень простая и необходимая. Она формирует у ребенка навыки самопрезентации.

Дети становятся по кругу, а один ребенок встает в середине и держит в руках флаг. Дети идут по кругу и приговаривают:

Дети стали в кружок,
Выйди, (имя ребенка), в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, (имя ребенка), флажок.
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними.

Ребенок, чье имя назвали, выходит в центр круга и принимает флажок от стоящего там ребенка. Последний присоединяется к ребятам в круге.

Смысл в том, чтобы ребенок, держащий флажок, ходил с ним ритмично и красиво.

ДЕДУШКА ВОДЯНОЙ

Это игра на внимание и память.

В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:

  • если Водяной мальчик:

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку,на одну минуточку.

  • если Водяной девочка:

Бабушка Водяная, что сидишь ты и моргаешь? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он наощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно ребенка, то последний его сменяет.

Хороводные игры в детском саду по темам:

Овощи: «Зайка шёл»
Фрукты: «Грушка»
Игрушки: «Матрёшка», «Подарки», «Флажок»
Рыбы: «На реке камыши»
Животные: «Мы по лесу идём», «Зайка шёл», «Зайка», «Веселись, детвора», «Медведь»
Осень: «Круг», «Овёс»
Одежда и обувь: «Колпачок и палочка», «Колпачок», «Каблучок»
В гостях у сказки: «Аленький цветочек», «Где был, Иванушка?», «Дедушка Водяной»
Птицы: «Горошина», «Огородник и воробей»
Зима: «Медведь»
Деревья и кусты: «На реке камыши», «Тишина»
Части тела: «Большие и маленькие ножки», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Мы топаем ногами»
Продукты питания: «Каравай», «Горошина»
Растения: «Аленький цветочек», «Как на нашем на лугу»
Моя семья: «Каравай»
Профессии: «Иголка, нитка и узелок»
Праздник мам: «Аленький цветочек», «Каравай»
Весна: «Солнышко и дождик»
Мой дом: «Бабушкин двор», «Вокруг домика хожу»
Новый год: «Подарки»
Труд человека: «Овёс», «Иголка, нитка и узелок»
Домашние животные: «Водят пчёлы хоровод», «Кошки-мышки», «Конь-огонь», «Бабушкин двор», «Где был, Иванушка?»
Дикие птицы: «Жаворонок»
Лето: «Карусели», «Тишина», «Солнышко и дождик», «Хоровод»
Насекомые: «Водят пчёлы хоровод»
Другие: «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом», «Мы теперь пойдём…»

Материал подготовила Мария Даниленко.