Занятие «Зима» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин, Московской области.
Занятия логопеда в детском саду по теме «Зима» проводятся с детьми из подготовительной группы. Месяц проведения — февраль.
Ход логоритмического занятия ЗИМА
1. Оргмомент
Упражнение «Снежинка» Н. Нищевой. Цель – развивать речевое дыхание.
Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)
В воздухе морозном,
Падают на землю
Кружевные звезды. (Дети кружатся на носочках.)
Вот одна упала (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка! (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)
Подожди немножко!
2. Знакомство с темой.
Чтение стихотворения о зиме («Письмо» И. Пивоварова). Беседа.
Письмо.
К нам пришло
Письмо одно.
Было странное
Оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой
Льдинки.
А письмо
Не на листке.
А на беленьком
Снежке:
— Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях
Прилечу.
Запляшу
И закружу.
Снегом землю
Наряжу,
И деревья
И дома…
И подписано:
«Зима».
3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
- Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
- Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
- Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
- «Лошадка» на санях детей катает
- Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Мимическое упражнение «Вот на улице мороз». Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
4. Музыкально-дидактическая игра «Снеговики и снежинки».
Задача: развивать умение детей различать спокойную и бодрую мелодию.
5. Слушание произведения «Зима» А. Вивальди.
6. ПГ «Пирог» (П. Воронько).
Падал снег на порог. (Дети два раза медленно опускают руки на колени.)
Кот слепил себе пирог. («Лепим» пирожки.)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Бегут пальчиками обеих рук по коленям.)
Пирожки себе пеки («Лепим» пирожки.)
Не из снега – из муки.
7. Пение «Снегопад» муз. В. Юдиной, сл. В. Егорова.
8. Подвижная игра «Снеговик» (В. Егоров) — координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Давай, дружок, смелей, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком. (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов.)
Его улыбка так светла! (Показывают двумя руками улыбку на лице.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)
Но солнце припечет слегка – (Медленно приседают.)
Увы! — и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками.)
9. Релаксация.
— Мы сегодня хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.
Релаксация под музыку Christmas Dreams. “What Child Is This?” 2002 год. Логопед на фоне музыки читает стихотворение К. Бальмонта «Светло-пушистая снежинка белая…».
10. Итог.