Автор — учитель-логопед Мустафина Лена Ханиядовна. МБДОУ «Детский сад № 7 с приоритетным осуществлением по художественно-эстетическому развитию детей», г. Нефтеюганск ХМАО-Югра.
Как обучить ребенка правильному произношению? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной? Ответы на эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Ребенок попадает в школу с шести-семи лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей.
В первую очередь, нужно больше общаться с детьми. Ведь речь развивается во время общения. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» — писал Н.С. Рождественский. (Рождественский Н.С. «Речевое развитие младших школьников» М., 1970. с.10)
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Роль художественного слова в развитии и воспитании детей
В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». (В.Г. Белинский, Сочинения, т. IV, изд. АН СССР, М., 1954, стр. 79)
Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.
Так, книга С.Я. Маршак «Откуда стол пришел» в поэтической форме рассказывает о том, что стол, за которым ребенок работает и играет, сделан из дерева, что дерево росло в лесу и птицы вили гнезда на его ветвях.
В книге «Вчера и сегодня» С.Я. Маршак наглядно показывает преимущество современной техники, противопоставляя перо пишущей машинке, ведро с коромыслом – водопроводу.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию.
Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.
С первых лет жизни у них появляются любимые песенки и стихи:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
Идет коза рогатая
За малыми ребятами…
Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые…
К нам на длинной, мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке…
А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Понятие – стихотворение
Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.
Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Прежде всего, стихотворные произведения внешне отличаются от прозаических. Каждое стихотворение имеет определенного размера строку, в то время как в прозаическом произведении строка единая, во всю ширину страницы.
Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.
Ритм – это основа стиха, придающий ему определенный характер звучания. Различное содержание стихотворных произведений передается соответствующим разнообразием ритмов. Ритм – это закономерное повторение через определенные промежутки времени или расстояния однозначных явлений; в стихах – повторение ударных и неударных слогов в слогах.
Слова в стихотворном произведении расположены в строго ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Трудно заменить одно слово другим.
Безусловно, не один только ритм определяет звучность и красоту поэтической речи. Одним из элементов стиха является рифма.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек, связующее звено стихотворных строк. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками прежде всего по логическому смыслу, а также по ритму, рифме. Но в то же время строка является единицей стихотворного ритма. Она представляет собой ритмически законченное сочетание слов, поэтому её следует отделять от других строк паузой, которая подчеркивает ритмическую законченность каждой строки.
Уж небо осенью дышало, (пауза)
Уж реже солнышко блистало, (пауза)
Короче становился день. (пауза)
(А.С. Пушкин)
Стих – речь с фиксированной паузой, её следует выполнять. Несоблюдение стиховой паузы не позволяет воспринять ритмичность чередования стихотворных строк, нарушает ритм всего произведения, оно звучит как проза.
В стихе чувствуется большая внутренняя связь содержания с внешней формой. Это речь эмоциональная, в ней отражены чувства поэта, особенно в лирических произведениях.
Работая над стихотворным произведением, чтец должен, помимо средств выразительной передачи, также внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения.
Выразительность речи
Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.
Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Голос – важна я речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришептывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания.
Высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.
Сила голова – это звучность, полноценность, умение им управлять: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Обычно читают и рассказывают средним, умеренной силы голосом, но звучным, глубоким. В соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают его силу. Являясь, подобно темпу, одним из элементов интонации, сила голоса помогает чтецу ярче, жизненнее нарисовать образы героев, о которых идет речь, их характеры, поведение.
Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев-участников этих событий.
Основной тон определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. В зависимости от характера литературного материала (темы, идейного содержания), от языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское звучание.
Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
В ней выделяются следующие компоненты:
- сила голоса (громкость, логическое ударение),
- пауза,
- темп и ритм (темпоритм),
- мелодика,
- эмоциональный тон,
- тембр.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость …).
Дикция – ясное, четкое произношение каждого отдельного звука нашей речи, каждого слова и всей фразы в целом. Чистая, ясная дикция чтеца обеспечивает понимание слушателями смысла произносимого текста. И наоборот, при плохой дикции возникают затруднения в понимании текста, а это приводит к тому, что произведение не доходит до слушателей. Следовательно, основная задача чтеца оказывается невыполненной.
Дыхание – периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. Речь человека тесно связана с его дыханием. Без дыхания не может быть речи.
При исполнении художественных произведений мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по воле человека, контролируемое и регулируемое им. Здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность. При чтении мы делаем вдох, потом краткую остановку (задержку воздуха), затем постепенный, медленный выдох.
Звуки голоса человека образуются при выдохе, как мы уже знаем, с помощью вибрации голосовых связок. Для того чтобы не было затруднений в речи, нужно научиться целесообразно использовать дыхание.
Чтение стихотворений
Многие литературные произведения для детей написаны в стихотворной форме. Это либо короткие подписи к картинкам в таких книгах, как «Игрушки» А.Л. Барто, «Детки в клетке» С.Я. Маршака, либо лирические стихи – «Наши цветы» Е.В. Серовой и т.д.
Содержание поэтических произведений для детей по своему характеру разнообразно. Наши дети имеют достаточное количество лирических и героических стихов, народных песенок, басен и т.д.
Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения они чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова.
Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, её ритмичность способствует воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха.
Любовь к поэзии следует воспитывать с самого раннего детства.
Для воспитания ребенка очень важно, чтобы стихотворение запомнилось ему в правильном художественном исполнении. При чтении стихов педагог передает не только смысловое содержание, но и их форму и стиховую музыку.
В стихах для детей чаще всего используют парную рифму. В ней рифмуются окончания двух ближайших строчек (1-я рифмуется со 2-ой, 3-я строчка с 4-й).
Например:
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд.
(К.И. Чуковский «Тараканище»)
Когда же строка становится длиннее и ритмически усложняется, то уловить её ребёнку очень сложно, а запомнить ещё сложнее.
Если ребёнок воспринимает стихотворение с трудом, и оно плохо заучивается, лучше заменить его на более лёгкое.
Работа над стихотворением должна приносить ребенку радость.
Надо тренировать детей воспринимать рифму вслух. Лучше это делать в игровой форме, например, «поиграть в рифму». Можно придумать несколько рифм на заданное слово, например: «лейка – скамейка», «галка – палка – скакалка» и т.д.
Когда мы разговариваем, наша речь является результатом работы наших мыслей. А когда мы читаем стихотворение, то должны передавать мысли автора, и значит, надо сначала понять, что он хотел сказать своим произведением.
Может ли ребенок, не понимая текста, прочесть его хорошо? Конечно, нет!
И мало того, когда, не понимая, ребенок заучивает, а вернее, зазубривает текст, это не только не имеет ни какого воспитательного значения, но и приносит вред. Великий педагог К. Ушинский писал в общих вопросах воспитания, что «механическое заучивание прерывает нормальное развитие ребенка, отупляет его, портит его нравственность». А виноваты в этом только взрослые. Ведь некоторые взрослые вместо того, чтобы объяснить ребенку содержание произведения, вызвать у него интерес и понимание того, о чём здесь рассказывается, показывает ему, как надо сказать ту или иную фразу, т.е. «учат ребенка с голоса», заставляя его копировать взрослого, и тем самым уничтожают самое ценное – индивидуальность ребенка.
Ещё в крыловские времена понимали, что читать нужно с чувством, толком, расстановкой.
Следовательно, начиная с детьми работать над стихотворением, надо вчитываться в текст, прочитав его несколько раз ребенку и каждый раз углубляя объяснение и находя что-то новое. Вместе с ребёнком вспомнить всех действующих лиц. Чтобы ребёнок ярче представил их себе. Используйте иллюстрации. Надо выяснить, как действующие лица относятся друг к другу, как ребенок относится к ним, кто нравится ему, а кто нет и почему.
Как же нужно читать стихотворение – тихо или громко? Это зависит от содержания стихотворения. Но, как правило, читать стихи нужно голосом средней громкости. Читать стихотворение надо медленно, чтобы ребенок понял, о чём это стихотворение. Но в тоже время не забывайте об интонации, чёткости слов, тем более, когда вы только начинаете его разучивать.
«Выразительно читать – это значит интонацией выражать своё отношение к тому, о чём читаешь!»
План работы кружка по художественному чтению
Цель:
- Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Задачи:
- Развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
- Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
- Развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Октябрь
Тема: Стихотворения об осени.
Цели:
- Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь к природе.
Содержание:
- Беседа об осени.
- Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников.
- Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.
- Чтение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высотской, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А.Плещеева.
Тема: Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
- Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа об осени.
- Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
НОЯБРЬ
Тема: Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
- Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа о поздней осени, о начале зимы.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
Тема: Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь и уважение к мамам.
Содержание:
- Слушание песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».
- Беседа о празднике «День матери».
- Рассказ детей о маме по плану.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
ДЕКАБРЬ
Тема: Стихотворения о зиме.
Цели:
- Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста
- Развивать образность речи.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь к природе.
Содержание:
- Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников.
- Чтение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина.
- Беседа по содержанию стихотворений.
Тема: Заучивание стихотворения «Зима» Н.Некрасова.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
- Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа о начале зимы.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
Тема: Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений.
- Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
Содержание:
- Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки.
- Пальчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
ЯНВАРЬ
Тема: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
- Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа о зиме, о зимних развлечениях.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
ФЕВРАЛЬ
Тема: Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.
Содержание:
- Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
Тема: Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь и уважение к мамам.
Содержание:
- Беседа о предстоящем празднике «8 Марта!».
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
МАРТ
Тема: Стихотворения о весне.
Цели:
- Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
- Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Воспитывать любовь к природе.
Содержание:
- Беседа о том, как весна с зимой встречаются.
- Рассматривание репродукций с весенними пейзажами русских художников.
- Чтение стихотворений о весне: «Гули-гули голуби» А. Прокофьева, «Лицом к весне» Р. Сефа, «Песенка весенних минут» В. Берестова.
- Беседа по содержанию стихотворений.
Тема: Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой.
- Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа о весне.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
АПРЕЛЬ
Тема: Заучивание русской народной заклички «Весна».
Цели:
- Познакомить детей с устным народным творчеством.
- Способствовать пониманию текста.
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Вызвать интерес к устному народному творчеству.
Содержание:
- Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне.
- Чтение заклички.
- Беседа по содержанию.
- Заучивание.
Тема: Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа о весне.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
МАЙ
Тема: Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».
Цели:
- Способствовать эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, понимать средства выразительности.
- Развивать образность речи.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Содержание:
- Чтение стихов о деревьях: «Березка» П. Воронько, «Осинка» И. Токмаковой, «Черемуха» С. Есенина.
- Беседа о деревьях.
- Чтение стихотворения «Черемуха» Е. Благининой.
Тема: Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой.
Цели:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Содержание:
- Беседа об одуванчике.
- Чтение стихотворения.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Заучивание стихотворения.
Литература:
- «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
- «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
- «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
- «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.
Примерный конспект кружковой деятельности
Тема:
- Праздник — День Матери. Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.
Цели занятия в детском саду:
- Знакомство детей с социальным событием в жизни общества – с праздником «Днем матери».
- Формирование умений выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Развитие умений чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
- Формирование умений передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
- Развитие связной речи, умение составлять рассказ по плану.
- Развитие внимания и памяти.
- Воспитание любви и уважения к своей маме.
Оборудование для занятия в детском саду:
- сюжетная картина «Семья»;
- слайды с изображения фрагментов из мультфильма «Мама для мамонтенка».
Ход занятия в детском саду:
1. Организационный момент:
На экране монитора появляется изображение мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка», звучит песенка мамонтенка про маму.
Логопед: — Дети, кто это? (Мамонтенок.) Что же с ним произошло? Почему мамонтенок такой грустный? (Мамонтенок ищет маму.)
На экране появляется слониха.
Логопед: — Посмотрите, кто это там появился? Да это же слониха. Слониха — мама мамонтенка. Ведь мамонтенок – это слоненок обросший шерстью. Как хорошо, что мамонтенок нашёл свою маму! Слоны — его семья. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети. А вы ребята любите свою маму?
2. Беседа с детьми о празднике «День матери».
Логопед: — Дети, 25 ноября все жители нашей страны отмечали праздник «День матери». Этот праздник прошёл и в нашем детском саду. Дети показывали мамам праздничный концерт, читали мамам стихи и пели песни.
Предложить детям рассказать о своих мамах по предложенному плану:
- Как зовут маму? (по имени и отчеству)
- Кем работает твоя мама? (назвать профессию, место работы)
- Какое самое любимое блюдо готовит тебе мама?
- Что любит твоя мама?
- Как ты помогаешь своей маме?
- За что ты любишь свою маму?
Проводится игра «Подбери признаки»: логопед предлагает детям подобрать слова-признаки.
Логопед: — Дети, какие красивые слова можно подобрать к слову МАМА? Мама, она какая? Добрая, нежная, ласковая, заботливая, хорошая, строгая, работящая, умелая, красивая, веселая, трудолюбивая и т.д.
Проводится физкультминутка: игра-пантомима «Мамины помощники». Ведущий (ребенок), выполняет какие-либо действия (моет, посуду, подметает пол, стирает и т.д.), дети угадывают действия.
3. Чтение стихотворения «Мама» Лунина.
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.
Я так люблю тебя,
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.
Я так тебя люблю!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.
Добрее нет тебя,
Любимей нет тебя
Никого,
Нигде,
Мама моя,
Мама моя,
Мама моя!
4. Беседа по содержанию стихотворения
Логопед: — Дети, вам понравилось стихотворение? А чем оно вам понравилось? О чём говорится в стихотворении?
Правильно, в стихотворении говорится о любви к маме. О том, как необходима и дорога нам мама каждый час и каждую секунду. О том, как нам грустно, если мама грустит. О том, что наша мама самая лучшая, самая красивая, самая любимая. Дети, а вы хотите выучить это стихотворение для своих мам?
Логопед читает стихотворение ещё раз.
5. Заучивание детьми стихотворения.