ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении, воспитании и реабилитации. Реабилитационный центр «Горизонт» посещают дети с различными нарушениями речи, в том числе и при ее полном отсутствии (с синдромом Дауна, РДА, краниостенозом, ДЦП, ПЦНС, ММД, логоневрозами, ОНР, ЗПРР, ЗРР и др.).

Уже более трех лет все реабилитационные мероприятия в центре проводятся с учетом основного принципа ортобиотики1, когда ребенок собственными усилиями эффективно задействует внутренние ресурсы организма и ресурсы внешней среды. Ортобиотический подход позволяет эффективно сбалансировать все три аспекта здоровья — физическое, психическое и нравственное.

Данная статья знакомит с одним из нестандартных подходов к проведению физиотерапевтических процедур в реабилитационном центре «Горизонт».

Сотрудники нашего центра, подобно альпинистам в горах, всегда идут в связке, чувствуя поддержку друг друга.
Так объединились усилия логопеда, невролога, физиотерапевта и заведующих отделениями медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Мы нашли в литературе материал об интересном опыте работы детского психоневрологического санатория «Огонек» г. Челябинска по вопросам логопедической помощи детям с ДЦП с применением физиотерапевтических процедур в комплексе реабилитационных мероприятий‡. Успех применения физиотерапевтического лечения детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен тем, что в результате:

  • нормализуются функциональное состояние нервной системы и трофика тканей;
  • устраняется или уменьшается спастичность;
  • укрепляются слабые мышцы при парезе;
  • вырабатывается активное движение языка.

Методы физиотерапевтического лечения в коррекции нарушений речи

  1. Амплипульстерапия. Используется аппарат низкочастотной физиотерапии «Амплипульс-7», предназначенный
    для лечебного воздействия синусоидальными модулированными токами низкой частоты, которые снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь (особенно звукопроизносительную сторону), увеличивают силу голоса. В зависимости от расположения электродов выделяют ряд методик. При логоневрозе
    проводится электростимуляция активных точек.
  2. Магнитотерапия. Воздействие магнитопунктуры на организм идентично действию иглорефлексотерапии. В результате улучшается мозговая гемодинамика, снижается тонус мышц речевого аппарата. Используется аппарат «Магнитер АМТ — 02», предназначенный для оказания терапевтического воздействия пульсирующим магнитным полем и переменным магнитным полем.
  3. Активационная терапия. Проводится с применением одеяла лечебного многослойного ОЛМ-01, воздействие
    которого повышает адаптационные возможности организма и работоспособность собственных механизмов регуляции, ограждает ребенка от внешних раздражителей. В результате уменьшаются мышечный гипертонус и
    спастичность, наступает состояние мышечной релаксации, улучшается психоэмоциональное состояние.

Мы выбрали методику полного обертывания.

Психолого-педагогические методы в коррекции нарушений речи:

Помимо непосредственного воздействия физиотерапевтических методов на тело, мы включаем в процесс все анализаторы (вижу, слышу, ощущаю), делая основой элемент интереса, игры и позитивный настрой. Психолого-педагогические методы основаны на работе ребенка со зрительными образами, музыкальными образами, телесными ощущениями, а также по синтезированию образа (вторичное проживание образа через рисунок, лепку, движения и др.). Благодаря использованию представленных методов у детей формируется образ собственного тела, помогающий понимать его и управлять им.

Например, при проведении сеансов ОЛМ с детьми с логоневрозами достижение оздоровительного эффекта происходит преимущественно опосредованным способом — через работу с психомоторной сферой ребенка. Логопед в детском саду ставит себе задачу при работе с такими детьми — научить ребенка расслабляться как физически, так и эмоционально. Результат достигается путем мышечной релаксации в сочетании с методом волевого управления дыханием по принципу биологической обратной связи (БОС). Комплексное применение метода БОС и ОЛМ приводит к снижению уровня тревожности, улучшению общего самочувствия, концентрации внимания. Дети овладевают навыками саморегуляции, становятся более общительными и контактными.

Учитывая особенность влияния музыки на ритм дыхания, работу сердца и мышц2, сеансы ОЛМ проводятся с музыкальным сопровождением. С помощью специально подобранных музыкальных программ и аранжировок для детей («Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш у моря», «Детский альбом» и т. д.) усиливается восприятие образов, задается нужный эмоциональный настрой, что способствует сонастройке ребенка с образом.

Яркие изображения вызывают у ребенка приятные ассоциации и усиливают оздоровительное воздействие на организм, поэтому мы активно используем иллюстративный материал на стендах в физиокабинете. Чем выразительнее зрительный образ, тем дольше он сохраняется в чувственной памяти ребенка.

Например, при проведении световой терапии аппаратом «Биоптрон» специалист обращает внимание ребенка на солнышко, которое дарит малышу свой теплый солнечный лучик и помогает победить вредных микробов.

Для создания у ребенка интереса перед началом процедуры предлагаем поздороваться с солнышком (настрой):

Здравствуй, солнышко,
Здравствуй, мое хорошее,
Здравствуй, мое нежное,
Здравствуй, мое щедрое,
Здравствуй, мое любимое,
Здравствуй, мое лучистое,
Здравствуй, мое ликующее,
Здравствуй, мое золотое,
Здравствуй, мое радужное!

Принимая во внимание, что любое движение начинается внутри, передается позвоночнику и заканчивается в руках, ребенку необходимо выразить свое эмоциональное состояние от прослушанных сказочных историй (метод синтезирования образов). Дети отражают свои впечатления в рисунках. На это натолкнули нас сами дети, когда стали приносить свои работы после проведенных сеансов, и в кабинете физиотерапии появился уголок «Жемчужина здоровья». Так закрепляется эффект проводимых с ребенком физиопроцедур.

Практический опыт показал, что взаимосвязь воображения, слуховых, зрительных, телесных и тактильных ощущений необходима детям с речевой патологией и значительно усиливает физиотерапевтическое воздействие.

Взаимодействие специалистов в рамках интеграции сложилось следующим образом.

I. Диагностика и составление программы комплексной реабилитации ребенка

1 — логопед в результате осмотра ребенка оценивает состояние артикуляционного аппарата, объем словарного запаса, поведенческие реакции и при необходимости рекомендует консультацию врача-физиотерапевта и невролога с целью назначения физиотерапии.

2 — медики при отсутствии противопоказаний определяют вид воздействия, дозировку и длительность курса.

3 — педагоги в соответствии с особенностями ребенка составляют релаксационную программу, включающую
музыкальные произведения успокаивающей направленности, а также волшебные истории о Царстве здоровья
(«Жемчужное ожерелье Здоровья», «Я знакомлюсь сам с собой», «Мое дерево», «Путешествие улыбки по моему
чудо-дереву», «Поиграем-помечтаем» и др.).

II. Проведение реабилитационных мероприятий

1 — проведение комплекса физиотерапевтических процедур в сочетании с релаксационной программой.

2 — арт-терапевтическая рефлексия посредством продуктивной деятельности ребенка с целью закрепления своего
состояния.

III. Контрольно-аналитический этап

Теми же специалистами отслеживается динамика, определяется дальнейшая тактика сопровождения ребенка.
При таком подходе каждое посещение физиокабинета становится для ребенка не унылым утомительным пребыванием
на процедуре, а увлекательным путешествием в страну сказок и фантазий. Ребенок на уровне подсознания, сердечного чувства слышит свой организм, в нужное время способен понять его, а организм — ответить на его любовь и доброе слово здоровьем. Именно в этом мы видим главное отличие от обычной традиционной физиотерапии, проводимой в учреждениях здравоохранения.

Как известно, интеграция предполагает восстановление, восполнение целого, синтез, результатом чего является получение целостной системы. В нашем центре интеграция физиотерапевтических и психолого-педагогических методов позволила построить систему, формирующую у детей начальные представления о здоровом образе жизни,
стимулирующую внутренние резервы организма ребенка на преодоление речевых расстройств.

Подобная интеграция способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сферах.

Эффективность реабилитационных мероприятий (по данным на I полугодие 2012 г.) возросла до 92 %.

Преимущества интеграции физиотерапевтических и психологопедагогических методов:

  • доступность для использования родителями, врачами, педагогами, воспитателями;
  • могут применяться в разнообразных сочетаниях в работе с детьми;
  • даже при отсутствии видимого терапевтического эффекта они полезны для познавательного и эмоционального
    развития ребенка;
  • применение этих методов не формирует у детей зависимости от внешней помощи: взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа проводится самим ребенком.

Программа «Физиотерапевтические методы в коррекции нарушений речи», разработанная специалистами нашего
центра, в 2008 г. стала лауреатом конкурса реабилитационных программ учреждений социального обслуживания Московской области для детей с ограниченными возможностями и была опубликована в сборнике программ победителей конкурса.

Думаю, наш опыт пригодится специалистам, занимающимся с детьми в данном направлении.

Релаксационная сказка «Путешествие улыбки по моему чудо-дереву» (сеансы ОЛМ)

Сеансы ОЛМ проводят без лишних сложностей и практически в любых условиях. Ребенка заворачивают в «волшебное одеяло», и он лежит на спине в удобной позе. Во время сеанса ребенок ощущает приятное успокаивающее тепло и расслабляется. Взрослый на фоне успокаивающей музыки рассказывает релаксационную сказку. Рекомендуемая длительность процедур при полном обертывании — 10 минут.

Наиболее часто используется курс продолжительностью 10 дней. Для восстановления после однократных стрессовых нагрузок возможно проведение единичных сеансов, то есть применение одеяла по потребности. В статье представлена часть курса Д. Б. Юматовой.

Порядок работы

1. Развернуть и осмотреть одеяло, убедиться в отсутствии механических повреждений. Перед использованием одеяло должно полежать не менее 10 минут в развернутом виде, после этого можно проводить обертывание. Рекомендуется использовать хлопчатобумажный чехол (пододеяльник) для предотвращения загрязнения, воздействия влаги, пота. Перед сеансом ребенку необходимо кратковременно прикоснуться к заземленному предмету, например к батарее.

2. Положить на одеяло чистую простынку. Ребенок раздевается до трусов и обертывается одеялом (голова не обертывается). Белье ребенка должно содержать минимум синтетических добавок. При обертывании ребенка одеялом эмблема предприятия должна располагаться на внешней стороне.

3. Проведение сеансов ОЛМ сочетается с дыхательными упражнениями (в начале и конце сеанса) и прослушиванием сказки на фоне спокойной музыки. На первом сеансе можно поиграть с ребенком в игру на основе обонятельных, тактильных и слуховых ощущений.

На следующих сеансах — поиграть с ребенком в игры, основанные на визуализации образов (по теме сказочной истории).

Установка

В начале первого сеанса ведущий знакомит ребенка с «волшебным одеялом, которое умеет делать разные чудеса».
Но для того чтобы они произошли, надо произнести волшебные слова. Они очень простые, и их легко запомнить:
«Раз, два, три — в одеяло нырни!» И завернуться в одеяло. Наше волшебное одеяло — это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушается и выполняет все наши просьбы. Мы побалуемся и пошумим потом, а сейчас будем отдыхать. Вот такие правила игры.

Сеанс 1. «Вообрази себе»

Ведущий показывает ребенку маленькую шкатулочку, в которой находятся игрушки.

— Я хочу представить тебе моих маленьких друзей. Они очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и даже слышат, как мы дышим, а если мы говорим слишком громко, мои маленькие друзья пугаются, поэтому лежи тихо, чтобы я могла их тебе показать.

Ребенок рассматривает маленьких игрушечных человечков (быть человечки или животные из «киндер-сюрпризов»), затем вместе придумываем им имена.

— Пусть теперь наши маленькие друзья с тобой тоже познакомятся. Скажи им шепотом на ушко свое имя. Пусть они
останутся с нами здесь, пока ты отдыхаешь… В нашей игре нет никаких правил, правильных или неправильных действий или ответов на вопросы. Ты можешь прикрыть глаза и просто лежать и слушать, ты можешь даже представлять все то, о чем я тебе буду рассказывать, и это будет очень интересно, как будто ты смотришь мультик. Итак, начали!

Представь — и услышишь

— Ты уже знаешь, что корова мычит, собака лает, колокольчик звенит, ребенок плачет, гром гремит. Все эти звуки ты не раз слышал своими собственными ушами. А вот можешь ли ты услышать, что говорит облако? Как оно звучит? А представь звук соленого огурчика…

Представь — и увидишь

— Ты уже знаешь, что трава зеленая, небо синее, сигнал «Стоп» красный, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти цвета тебе достаточно хорошо знакомы. А можешь ли ты представить себе самолет, летящий в небе? Как переливаются на солнце его серебристые крылья? …Представь, и ты увидишь необыкновенные цвета и краски или придумаешь свои, никому пока неизвестные… Представь, какого цвета острая боль?.. Представь, какого цвета смех?.. Представь свой собственный цвет, который видишь только ты…

Представь — и попробуешь

— Ты уже знаешь, что хрустящий картофель соленый, лимон кислый, мороженое сладкое, а от лука горько во рту. Вкус этих и многих других продуктов тебе знаком благодаря способности различать вкус. В своем воображении ты можешь создать совершенно невероятный вкус. Представь, и ты попробуешь щекотку на вкус. Представь обед из твоих любимых блюд. Вот ты пробуешь одно, другое, третье… Все так вкусно!.. А каков вкус солнечного света? А теперь придумай свой собственный вкус!

Представь — и коснешься

— Ты знаешь, что котята пушистые, сироп липкий, лед скользкий… Эти и другие ощущения возникают при прикосновении, или, другими словами, благодаря твоему осязанию. Давай поиграем с твоим воображаемым осязанием… Благодаря этому ты можешь вспомнить свои ощущения. Вряд ли ты дотронешься рукой до радуги, но в
своем воображении ты сможешь сделать это. Представь, и ты прикоснешься рукой к радуге…

По окончании сеанса, после того как ребенок встал и оделся, он складывает игрушечных человечков в шкатулочку и прощается с ними.

Сеанс 2. «Путешествие в мир фантазий»

Повторить практический материал сеанса 1 (коротко).

— Интересно, но мы не придаем значения отдельным частям нашего тела, мы не задумываемся, что делают отдельные части нашего тела и как они ведут себя вместе. Попробуем сейчас поиграть в разные игры-превращения…

Наблюдай за своим дыханием

— Сейчас я тебя попрошу представить кое-что, но сначала закрой глаза и не открывай их до тех пор, пока полностью не представишь то, о чем я тебя попрошу… Для начала начинай наблюдать за своим дыханием, чтобы почувствовать его. Сделай глубокий вдох, так чтобы воздух прошел по всему телу. Делая вдох, представь, что ты забираешься по лестнице на горку, а выдыхая — съезжаешь с нее. Когда дыхание идет внутрь, следуй за ним. Когда дыхание движется наружу, двигайся мысленно за ним. Дыхание и ты должны стать единым целым. Повтори это пять раз и помни, что
при вдохе ты забираешься на горку, а при выдохе — съезжаешь. Теперь мысленно поздоровайся со всеми частями своего тела. Примерно так: «Привет, моя правая коленка! Здравствуй, мизинчик! Как поживаешь, ладошка?..» Постарайся никого не обойти своим вниманием, а потом заберись и съедь с горки еще пять раз.

— А теперь поиграем еще. Представь, что ты — ступня и идешь по теплому песку на пляже. Ты идешь босиком… Получилось?

— Представь, что ты — рука и ласкаешь пушистого зверька. Ты поглаживаешь его, щекочешь за ушками, почесываешь спинку. Твой любимец мягкий или немного колючий?

— Представь, что ты — язык и лижешь мороженое на палочке. Вкусно? Мороженое твердое или уже начало  таять? Много еще осталось или уже видна палочка?

— А теперь вернемся обратно. Повторяем упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

— Ты уже знаешь, что, когда в твоей жизни происходит что-нибудь приятное, ты чувствуешь себя хорошо. Тебе было сейчас хорошо?

Сеанс 3. «Будь невесомым»

Наше волшебное одеяло может отправлять нас в разные путешествия. Повторить упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

— Расслабь свое тело, тяжесть уходит вниз, нарастает легкость. Твое тело растворяется в музыке. Появляется ощущение легкости, ясности… Представь себе, что божья коровка сидит на большом пальце твоей ноги. Если не удается вспомнить сразу, не делай усилий. Вот она медленно ползает по ступне, лодыжке, голени, добирается до коленки, бедра, минует живот, грудь, вот она у тебя на плече, сползает по руке на ладонь, затем по пальцу до самого его кончика.

— Божья коровка почти невесомая, но если ты сильно-сильно думаешь о том, как и где она ползет, ты, конечно,
почувствуешь ее. Теперь представь, что ты осторожно кладешь божью коровку на землю, чтобы она вздремнула после
своего длинного пути. Отдохни вместе с ней. Ты невесом, как будто паришь в воздухе. Продолжай ощущать эту невесомость.

По окончании сеанса повторить упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

Авторы — Д. Б. Юматова, С. А. Былинкина.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, номер за январь 2013.