Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №76» города Братска.
Конспект педагогического мероприятия по экологии с детьми подготовительной группы «Необитаемый остров».
Автор: Свердлова Е. Б., педагог дополнительного образования МБДОУ «ДСОВ №76»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и речевое развитие.
Цель: формировать интерес и ценностное отношение к интеллектуальному развитию. Воспитывать экологическое сознание у детей.
Задачи:
Образовательные задачи: Расширять знания детей о необитаемых островах: представителях флоры и фауны. Закрепить знания об условиях необходимых для жизни: питьевая вода, пища, чистый воздух и т.д. Закрепить знания о том, что грязные руки и вода – источник болезни; повторить приемы очистки воды и правила личной гигиены.
Развивающие задачи: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать компоненты устной речи детей. Приобщать к словесному и изобразительному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Формировать целостную картину мира, расширять кругозора в части представлений об экологии.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе отношение к природе, умение правильно ее использовать.
Предварительная работа:
Беседа и д/и об условиях, необходимых для жизни. Проведение опытов с водой. Рассматривание иллюстраций с морской тематикой. Лепка фруктов и овощей.
Материалы и оборудование:
Строительный материал для постройки корабля, модели, глина, посуда для опыта. Загрунтованная бумага для каждого ребенка, ватман. Диск с песней «Чунга-чанга», «Кораблик». Мультимедийное оборудование, изображения -разнообразные виды транспорта, тропический остров. DVD проигрыватель.
Ход мероприятия:
Дети в группе заняты играми и в это время воспитатель включает DVD проигрыватель с песней «Чунга-чанга» и предлагает потанцевать под веселую музыку.
Воспитатель: Ребята, а что такое « Чунга –чанга»? (остров) Что такое остров?
Дети объясняют, что остров это суша окруженная морем или океаном.
Воспитатель: А как же люди добираются до этого острова?
Ребята подсказывают, что можно плыть на пароходе, корабле, лодке, яхте и т. д.
Воспитатель: Я ни разу не была на острове, а так бы хотелось, хоть одним глазком посмотреть. Но нам не на чем доплыть.
Дети сами предлагают построить корабль.
Но корабли бывают разные, какой же будем строить? Я сейчас выведу на экран разные типы кораблей, а вы выберете, на каком мы с вами поплывем.
На мультимедийной аппаратуре показываю слайды с водным транспортом; выбрав судно, дети с помощью схемы строят корабль из модульного оборудования. Все рассаживаются по местам и отправляются в плавание по бурному морю под песню «Кораблик».
Внезапно налетает ветер, гремит гром. (Звуковые эффекты)
Физкультминутка.
Грохочет гром, грохочет гром,
Гремят раскаты за холмом. (Постукивание кулачками друг о друга).
И черноту над головой Пронзает молния стрелой.
Грохочет гром, грохочет гром. (Топанье ногами на месте).
И дождь стучится громко в дом, Пробить он крышу норовит,
В окно стучит и в дверь стучит. (Хлопки в ладоши).
Корабль терпит кораблекрушение около острова «Чунга-чанга» (звуки бури и слайд перевернувшегося судна появляются на экране мультимедийной аппаратуры.) Все дети спасаются и выходят на берег.
Воспитатель: «Как же здесь замечательно и интересно» (На экране появляется слайд–шоу с изображением тропического острова и его обитателей).
Рассматриваем их и называем его обитателей и растения. Воспитатель предлагает запечатлеть этот пейзаж, выложив его на фланелеграфе (на «песчаном берегу») из геометрических форм.
Воспитатель: Замечательный у нас получился остров, все на нем есть, да вот только подошло время обедать, а чем же мы будем питаться? Можно ли прожить без пищи? А что еще необходимо для жизни на острове? (питьевая вода, жилище, чистый воздух и т.д.)
Значки, обозначающие условия необходимые для жизни людей, дети выкладывают на фланелеграфе, выбирая нужные.
Находим на острове глину и лепим фрукты, необходимые для обеда на острове.
Воспитатель: Ну что, ребята, присаживайтесь теперь можно и пообедать. (Дети останавливают педагога, и говорят, что нужно помыть руки.)
Ни чего страшного не случиться, если мы один раз не помоем руки и сядем за стол с грязными руками.
(Дети объясняют, что грязные руки – источник болезни, а на острове нет врачей и больниц, поэтому правила личной гигиены нужно соблюдать обязательно.)
Воспитатель: А где же мы будем мыть руки и пить? Вокруг острова есть вода, но она соленая и непригодна для питья. Давайте поищем пресный источник. А как же его увидеть издалека, вокруг одни пески. Почему нет растительности? (нет воды, а растения тоже в ней нуждаются). Значит, если мы увидим на острове оазис, то найдем и воду? ( Дети ищут густую растительность и там же находят водоем с пресной водой, но вода грязная, в ней плавает мусор.) Набираю воду и предлагаю попить, но дети видят мусор и кричат, что ее нельзя пить, нужно ее сначала очистить и обращаться с ней бережно и экономно. А как можно очистить воду? Перечисляем все известные нам способы: очистка хлором, бытовые фильтры для воды, кипячение, очищение серебром, процеживание через песок и уголь. Выбираем доступный для наших возможностей способ-фильтрация через песок и уголь.
«Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря.
А то пройдет немало лет,
И нет водицы, нет, нет, нет».
Воспитатель: Тетерь у нас с вами есть фрукты и питьевая вода, но одними фруктами не наешься. Что еще на необитаемом острове можно использовать для еды? (Дети вспоминают, что в море водится много рыб, моллюсков и других обитателей.)
Включаю на экране слайд-шоу, на котором изображены морские обитатели, рассматриваем их внешний вид, вспоминаем названия.
Предлагаю взять заранее загрунтованный для техники граттаж лист бумаги и нарисовать все, что им понравилось на слайд-шоу. В технике граттаж дети палочками выцарапывают рисунки.
Воспитатель: Как хорошо, что мы справились со всеми трудностями, которые нас ожидали на острове: нашли съедобные фрукты и очистили питьевую воду, наловили рыбу на обед. Здесь очень красивая природа, чистый песок и теплая погода, но как же нам добраться домой?
Дети говорят о том, что нам нужен новый корабль и предлагают его нарисовать.
Пальчиковая игра.
От зеленого причала оттолкнулся теплоход (раскрывают резко пальцы рук.)
Он поплыл назад сначала (руки в замок к себе).
А потом поплыл вперед (руки в замок от себя).
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения правой, левой рукой).
Набирая полный ход.(волнообразные движения обеими руками).
Воспитатель: А какой нам нужен корабль? ( Большой, чтоб вошли все дети.) Давайте нарисуем такой же, как на экране.
Выход детей на самостоятельную деятельность. (Коллективная работа).
Все приступают к рисованию на большом листе бумаги. Когда корабль нарисован все дружно возвращаются в детский сад.
Рефлексия:
Дети отвечают на вопрос:
— Понравилось ли вам наше путешествие и хотите ли вы еще участвовать в подобных мероприятиях?
Для рефлексии используем «Лесенку успеха»:
— не понравилось мероприятие – ставят магнит на нижнюю ступеньку, где нарисована темная туча;
— удовлетворены своей работой, понравилось заниматься – ставят магнит на верхнюю ступеньку, где нарисовано солнышко;
— если не могут определиться со своими ощущениями – ставят магнит на среднюю ступеньку, солнышко наполовину прикрыто облаком.