ребенок в детском саду

Авторвоспитатель Оксана Сергеевна Блейхер, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 124 г. Новокузнецк.

Экспериментальное исследование ознакомления детей дошкольного возраста с родословной

Выявление начального уровня овладения представлениями о родословной детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретического материала привел нас к выводу о том, что ознакомление с родословной является основой патриотического воспитания детей, при этом эффективным оно будет при условии активности и самостоятельности самих дошкольников. В связи с этим актуальным является использование проектной деятельности как средства ознакомления дошкольников с родословной.

С целью подтверждения выдвинутого предположения о том, что формирование представлений о своей родословной у старших дошкольников будет результативным при использовании проекта если:

Обеспечено добровольное вхождения ребенка в совместную деятельность, личная мотивация.
Реализована совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Организована презентация результата проектной деятельности в яркой эмоциональной форме, нами было организовано экспериментальное исследование, включающее в себя 3 этапа:

1-ый этап — констатирующий эксперимент;

2-ой этап – формирующий эксперимент;

3-ий этап – контрольный эксперимент.

Экспериментальное исследование было проведено на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 124» г. Новокузнецка.

Исследование проводилось при участии 40 детей старшего дошкольного возраста лет:

  • экспериментальная группа 20 детей 6-7 лет;
  • контрольная группа 20 детей 6-7 лет (Приложение 1).

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня овладения представлениями о родословной детьми экспериментальной и контрольной групп.

Обследование проходило индивидуально с каждым ребенком, в спокойной атмосфере. При этом мы использовали методику опроса Н. В. Микляевой [31, 136], включающую в себя следующие вопросы:

  • Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество своих родителей.
  • Ты хочешь быть похожим на них? Почему?
  • Что такое «семья»? Когда так говорят?
  • Придумай продолжение: я люблю свою семью, потому что… Я люблю свою семью, но… Я люблю свою семью, поэтому…
  • Ты сам себя любишь? Сам себе нравишься?
  • За что тебя любят дома и в детском саду?
  • У тебя есть недостатки? Ты хочешь их исправить?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь? Почему?
  • Каким ты хочешь стать, когда вырастишь?

Дополнительно ребенка попросили рассказать о своей семье: где и кем работают родители. Какие имя, фамилия, отчество у твоих бабушек и дедушек. Где родился ты. Где родились твои родители. Где родились твои бабушки и дедушки.

При оценке ответов детей мы использовали критерии предложенные Н. В. Микляевой:

  • Самостоятельность ответа.
  • Развернутость рассказа.
  • Умение обосновать свой выбор.

Низкий уровень сформированности представлений о родословной имеют дети, не умеющие рассуждать о своей семье, ее членах. Ребенок знает имена своих родителей, бабушек и дедушек, при этом не называет отчества и не знает фамилии. Ребенок не отвечает на вопросы, связанные с местом жительства и сферой деятельности своих родственников. Ответы не эмоциональные, скудные.

Средний уровень сформированности представлений демонстрируют дети, знающие имена и фамилии своих родителей, бабушек и дедушек. Ребенок знает о месте работы своих родственников. Ответы скудные. Не развернутые, требуется помощь и подсказка воспитателя. Ребенок рассуждает о своей семье, желает быть похожим на родителей.
Высокий уровень у ребенка, умеющего рассуждать о своей семье, ее истории. Дошкольник испытывает гордость за своих родителей, родственников, желает быть похожим на них. Знает разнообразные сведения о своей семье.

В результате исследования нами были получены следующие данные:

Таблица 1.

Изучение представлений детей контрольной группы
о семье и Родине.

таблица

 

Таблица 2.

Изучение представлений детей экспериментальной группы о семье и Родине.

таблица

В опросе приняли участие все дети контрольной и экспериментальной групп. При этом испытуемые самостоятельно, без ошибок назвали свои фамилии, имена. Не смогли назвать свое отчество 15% детей контрольной и 10% детей экспериментальной группы.

Не вызвал сложностей вопрос об именах, фамилиях родителей. Вспомнить отчества родителей оказалось затруднительным для 50% детей контрольной группы, 55% детей экспериментальной группы. Однако все испытуемые хотят быть похожими на своих родителей, потому что они «добрые, красивые, умные» и «их любят».

При ответе на вопрос, что такое семья, дети отвечали, чаще всего ориентируясь на пространственно-временное объединение членов семьи в рамках одной квартиры, дома: «Семья – это мама и папа, дедушка и бабушка, братик. Все живут вместе». При этом 25% детей контрольной и 20% детей экспериментальной группы отмечают глубокие эмоциональные связи в семье: «Это дети, мама и папа. Все любят друг друга, помогают, вместе дружно живут. Это семья и говорится».

100% всех испытуемых любят свои семьи безоговорочно, потому что «там хорошо», «мама и папа хорошие, меня любят», детям уделяют внимание родители «мы вместе гуляем, играем», «мама мне покупает игрушки», «папа дарит разные подарки». Ради семьи готовы на многое: «помогаю маме», «убираю свои игрушки», «хорошо кушаю». Поэтому 100% детей считают себя хорошими, умными, послушными. Из недостатков испытуемые назвали качества непослушания взрослым: «я иногда кричу, а мама не любит», «непослушный».

40% детей контрольной группы, 45% детей экспериментальной группы самостоятельно рассуждают о том, какими хотят стать в будущем, при этом называют следующие качества: «хочу стать сильным», «хочу стать красивой и с длинными волосами», «хочу стать добрым и всем помогать». Дошкольники при этом называют профессии, с которыми чаще всего сталкиваются и повседневной жизни, вызывая эмоциональный отклик: «хочу быть ветеринаром и лечить животных», «хочу стать воспитателем», «я буду полицейским». При этом ни один испытуемый не ответил, что хочет стать «мамой», «папой», в чем на наш взгляд заключается недостаточная сформированность полоролевой идентификации.

Значительные сложности у дошкольников вызвали вопросы о фамилиях, отчествах бабушек и дедушек, при этом имена были названы всеми детьми безошибочно.

10% испытуемых контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы смогли самостоятельно, развернуто рассказать о своей семье, ее составе, месте рождения и жительства мамы, папы, бабушки, дедушки.

Таким образом, можно заключить, что40% детей контрольной группы и 45% детей экспериментальной находятся на низком уровне овладения представлениями о родословной. Испытуемые имеют запас знаний об именах, фамилиях своих родителей, бабушек. С помощью взрослого отвечают на вопросы, не могут самостоятельно рассуждать о семье.
50% испытуемых контрольной, 50% испытуемых экспериментальной группы демонстрируют средний уровень овладения представлениями о родословной. Дошкольники с удовольствием самостоятельно рассуждают о семье, ее составе, отношениях родства. С небольшой помощью педагога рассказывают о социальных ролях и родственных отношениях членов своей семьи.

10% детей контрольной и 5% детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне овладения представлениями о родословной. Испытуемые имеют прочные представления о семье, преемственности поколений в семье и роде. Понимают, умеют рассуждать о составе семьи, об отношениях родства. Самостоятельно, развернуто рассказывают о социальных ролях членов своей семьи. Отмечают эмоциональную близость родственников. Рассуждают о себе, как части семьи, представителе своего рода.

Результаты контрольного эксперимента представлены на гистограмме.

Гистограмма 1.

таблица

Уровень овладения детьми контрольной и экспериментальной групп представлениями о родном
Основываясь на полученные результаты обследования, учитывая возрастные особенности детей, понимая важность поставленной проблемы, мы пришли к выводу о необходимости организации педагогической работы по формированию представлений о родном городе с помощью метода проектов, так как он позволяет интегрировать различные виды деятельности, активизировать все субъекты педагогического процесса.

Формирование представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта : «Ознакомление дошкольников с родословной».

Выявив уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста представлениями о родословной, мы перешли к следующему этапу нашего исследования – формирующему эксперименту, целью которого являлся разработка и реализация долгосрочного проекта «Ознакомление дошкольников с родословной».

Работа проводилась с детьми экспериментальной группы, при этом нами были реализованы задачи:

  • Включить детей в проектную деятельность.
  • Повысить уровень знаний детей о своей семье.

Следует отметить, что выполнение проектов является достаточно сложной деятельностью для дошкольников. Необходимо в доступной форме разъяснить им содержание и задачи всех этапов работы, причем эти этапы должны заинтересовать детей, побудить к проявлению творческих способностей.

Реализация долгосрочного проекта «Ознакомление дошкольников с родословной» была начата с презентации педагогом собственной «Книги моей семьи», рассказа о своей семье. Экспериментатор подвел детей к мысли о том, что они тоже члены своей семьи, своего рода, у которого есть интересная история. Это позволило заинтересовать испытуемых предстоящей деятельностью, стимулировать их воображение, любознательность.

Работа над проектом включала в себя следующие этапы:

«Целеполагание». Происходит постановка проблемы («оформить собственные семейные книги»), ее обсуждение. Дети предлагают варианты ее решения, педагог стимулирует их активность с помощью вопросов и ответов.
Испытуемые вместе с педагогом обсуждают достоинства и недостатки предложенных вариантов решения проблемы, сопоставляют свои желания с реальными возможностями. В итоге выбирается наиболее рациональный вариант, принимается решение о его осуществлении («с помощью родителей оформить собственные семейные книги»).
Разработка проекта. Дети совместно с педагогом продумывают внешний вид семейной книги, содержание информации, которая будет в ней представлена. Оформляют эскизы.

На данном этапе экспериментатор совместно с детьми пришли к выводу о том, что для составления семейной книги им необходимо собрать и оформить информацию о самих себя, своих мамах и папах, бабушках и дедушках. Узнать о месте рождения и жизни своих близких, достижениях и успехах.

Выполнение проекта включило в себя реализацию серии занятий «Семья – семь Я», мини-проектов «Мое имя», «Моя семья», «Семейное дерево», позволивших актуализировать имеющиеся представления детей о семье, роде, сформировать необходимые знания, привлечь к участию в проекте родителей.

Подведение итогов долгосрочного проекта ««Ознакомление дошкольников с родословной», презентация семейных книг.

С целью формирования представлений детей о семье и родословной в ходе формирующего эксперимента была организована серия занятий «Семья – семь Я», которые построены с учетом принципа «от простого к сложному».
Работа была начата со знакомства с самим собой, затем с мамой, папой, бабушками, дедушками. В течение года реализованы 5 занятий, включающих в себя беседы, рассказы педагога, рассматривание альбомов, иллюстраций, наблюдения, дидактические игры. При этом нами были реализованы следующие задачи:

  • закреплены имена, отчества и фамилии собственные и ближайших родственников;
  • сформировано умение просматривать и называть родственные связи;
  • закреплены знания о профессиях своих родителей и близких родственниках;
  • испытуемые познакомились с понятием «генеалогическое древо»;

Организованные занятия позволили ребенку выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, что способствует интеллектуальному развитию дошкольника, расширению его кругозора, развитию взаимодействия со взрослыми (педагогами и родителями) на познавательном содержании. Использование игр («Назови ласково по имени», «Пожелай доброго утра», «Угадай кто?») позволило активизировать развитие коммуникативных навыков, воспитание любви и уважения к близким.

Реализация семейного мини-проекта «Мое имя» позволила решить ряд задач:

  • помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
  • понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлению излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью;
  • увидеть ребенка глазами его родителей.

В чем-то этот проект можно считать аналогом такого приема, как написание родителями сочинения на тему «Мой ребенок». В данном случае проект представляется в виде оформленного листа с фотографией ребенка, на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка. Педагог предлагает примерную схему оформления:
дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей стало открытием, что их имя имеет перевод. Оказывается, он не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а «камень», «чайка», «тишина», «воскресение», «здоровяк»);
объясняют, почему было выбрано именно это имя и кто из родственников его выбрал;

  • приводят примеры, как можно ласково по-разному произносить имя ребенка. (Например, Сашу дома называют и Шурочка и Сашуля и Сашурик. Больше всех уменьшительных имен у Пети: Петр, Петька, Петрушка, Петенька, Петечка, Петяша, Петруха, Петюня, Петруччо, Пьер, Питер, Петюся, Петушок);
  • рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;
  • коротко рассказывают о характере, привычках ребенка;
  • придумывают стихотворение, посвященное ребенку или его имени.

Родители воспитанников подошли к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию.
Работа над проектом «Мое имя» не окончилась оформлением родителями рассказов о своих детях. Следующим этапом была презентация рассказов дошкольникам. Следует отметить, что работа над проектом не была ограничена во времени. Это позволило распределить презентации в течение полугода. Таким образом, они не были слишком частыми и не успели надоесть детям.

Презентация листов «Мое имя» проводилась с помощью самих детей. В результате такого мини-рассказа у ребенка появилось и укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, возник интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих.

Мини-проект «Моя семья» позволил познакомиться дошкольникам со своими семьями и семьями своих товарищей.

Каждой семье было предложено заполнить свою страничку в общегрупповом альбоме «Моя семья» по следующим рубрикам:

  • наша семья (состав семьи);
  • наши имена (как кого зовут);
  • где я живу;
  • профессии;
  • что я люблю;
  • что я не люблю;
  • когда мне грустно;
  • когда мне весело;
  • мое любимое блюдо;
  • как наша семья любит отдыхать;
  • моя любимая игрушка.

Выбор рубрик определился желанием ближе познакомиться с семьями, их составом, интересами, традициями, получить нужную информацию. Это помогло наладить тесную связь между педагогом и родителями, педагогом и детьми, и, в конечном итоге, внутри семьи между родителями и детьми.

При оформлении странички родители вместе с ребенком, используя фотографии, рисунки, аппликации, проявили творчество, мастерство и фантазию.

Оформленные семейные странички дошкольники принесли в группу и представили их своим друзьям. Испытуемые с большой гордостью рассказывали о том, как вместе с папой, мамой, обсуждали содержание рубрик, подбирали фотографии, рисунки, а потом вместе вырезали, наклеивали их, придумывали и делали подписи на оформленном листе. Дети, интересно и эмоционально рассказывали о своих любимых игрушках, домашних любимцах, о том, как отдыхают всей семьей и т.д.

Материалы оформленных страничек использованы на занятиях, в беседах, встречах с интересными людьми: «Моя любимая игрушка», «Наши домашние любимцы (животные)», «Моя улица», «Мое любимое блюдо и как его готовит мама», «Профессии мох родителей», «Мне хорошо, когда…» и др.

Надо отметить, что создание альбома – не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов, причем в последующей работе с альбомом обязательно учитываются индивидуальные интересы конкретных детей.

Построение генеалогического древа – одна из нестандартных форм работы с детьми, которая была реализована в ходе проекта. Она интересна тем, что уже с пяти-шести лет ребенку можно дать представление о его родословной, расширить знания об истории семьи, ее настоящем и прошлом. Это — «оживление родовой генетической памяти».
Создавая генеалогическое древо, дети смогли расширить свои знания о семье, что способствует воспитанию любви к близким, вызывает интерес к теме «семья».

Генеалогические древа создавались родителями с помощью педагога, который советовал родителям, каким может быть древо, демонстрировал образцы.

Кто-то оформил свое «древо» в виде дерева с листочками, кто-то за основу взял профессии родственников. Но наиболее интересным оказалось «древо», где были достаточно полно представлены не только фотографии родственников, но и названия городов с гербами, в которых они проживали или проживают до сих пор.

Был проведен цикл бесед, что основание древа есть основа семьи и начинается с бабушки и дедушки, которые родили маму и папу, дядю и тетю. Таким образом, дети узнали, что бабушка и дедушка самые старшие, а они (дети) самые младшие. Для большей наглядности древо украшено семейными фотографиями, по которым дети узнали своих родственников, запомнили фамилию, имя, отчество не только родителей, но и близких родственников.

В процессе работы с генеалогическим древом дети узнали, что «поколение» – это люди из разных семей, родившихся примерно в одно и тоже время, но находятся в родственных отношениях (братья и сестры, муж, жена). Экспериментатор объяснил детям, что если у бабушки и дедушки есть братья и сестры, то для ребенка они тоже будут бабушками и дедушками, даже если они с ними ни когда не встречались. Все вместе они составляют «колено» определенного рода. Это очень похоже на семью. Даже фамилии очень часто они носят одинаковые. Педагог рассказал, что фамилия достается от папы. Это значит, что большинство предков находящихся в той же половине древа, что и папа, носят ту же фамилию.

Рассматривая схему «древо жизни», педагог совместно с детьми организовал игры «Назови имя мамы (папы, бабушки, дедушки…)», «Назови фамилию», «Кто самый старший», «Кто самый младший». С помощью таких нехитрых игр дети научились слушать и слышать друг друга, приобрели значимость в своих глазах и глазах своих сверстников.

Таким образом, в течение года нами был реализован долгосрочный проект «Ознакомление дошкольников с родословной», позволивший сформировать у испытуемых представления о родословной, активизировать дошкольников и родителей, оформить семейные книги, включившие в себя странички «Мое имя», «Моя семья», рисунки детей своих родных, «Кем я стану, когда вырасту», «Генеалогическое древо моей семьи» и др. Следует отметить, что после завершения работы над проектом, выполненные семейные книги были оценены как педагогом, так и самими детьми.

Таким образом, реализация всех этапов проекта дошкольниками позволила сформировать представления детей о семье и ее составе, отношениях родства, познакомить испытуемых с историями своих семей, социальными ролями своих родственников, их успехами и достижениями; сформировать представления детей о себе, как части семьи, представителе своего рода, составить собственную родословную.

Предложенный проект заинтересовал все субъекты педагогического процесса, позволил интегрировать различные виды детской активности.

Главные выводы, к которым мы пришли, наблюдая за детьми и родителями, сводятся к следующему: подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье; у детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам; правильно формируется важное социальное понятие «семья».