Сценарий музыкально-речевого досуга подготовили:
- ЦАРЕВА М.В. — учитель-логопед высшей квалификационной категории,
- КОРОБКИНА Елена Ивановна — музыкальный руководитель высшей категории,
МАДОУ Детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников, г. Верхняя Пышма.
Праздник проводится в старшей группе.
Цель:
- Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и ее истории.
Задачи:
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.
- Развивать у детей интерес к истории России.
- Расширять представления детей о защитниках России — богатырях.
- Обогащать активный словарь дошкольников, кругозор и эрудицию.
- Привлечение родителей к воспитанию патриотизма в семье.
- Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.
Предварительная работа:
- в группе:
— чтение отрывков из былин о русских богатырях;
— рассматривание репродукций, иллюстраций В. Васнецова, И. Глазунова , И.Репина о богатырях;
— просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;
— прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
— толкование пословиц и поговорок о богатырях.
- в семье:
— просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи («Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол»).
Ход праздника РУСЬ БОГАТЫРСКАЯ
В празднике принимают участие дети двух одинаковых по возрасту групп (старшие) или одна группа делится на две команды – «Богатыри» и «Витязи».
Под музыку А. Зацепина «Кап-кап-кап» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» дети входят в музыкальный зал.
Ведущая: — Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, единения всех российских народов.
1 Ведущая:
— Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой.
И всем, и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
2 Ведущая:
— В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!
Звонят колокола («Сельский звон»), выходит Василиса в русском сарафане.
Василиса:
— Здравствуйте, люди добрые,
Красны девицы, добры молодцы,
Люди взрослые, малы детушки!
Будет чудо вам, будет диво здесь!
Будет праздник тут, праздник радости –
Прославления стороны родной,
Стороны родной – Руси-матушки.
— Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая)
— Как в старину назывались воины, которые стояли на защите Отечества? (богатыри).
— Я вижу среди вас много богатырей, покажите мне вашу удаль молодецкую и силу богатырскую.
Дети двух команд представляют себя: название команды и девиз.
«Витязи»:
— Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей!
И на честный поединок
Мы зовем богатырей!
«Богатыри»:
— Победить желает каждый,
И в команде слабых нет!
От богатырей отважных
Славным витязям – привет!
Василиса: — За вашу смекалку, ум, быстроту вы будете получать баллы. И в конце состязания определим, какая команда богатырей выиграет.
— Что ж, богатыри, внимание!
Начинаем состязание.
Для начала разомнитесь.
Динамическая игра «Мы богатыри» (речь с движением).
Дружно встанем раз-два-три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво, (поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (поворот налево)
Наклонились влево-вправо (руки на поясе наклон влево-вправо)
Получается на славу! (руки вверх)
Василиса: — Предлагаю богатырям умом поразмяться.
«Состязание в смекалке».
— Назовите богатырей, которых вы знаете.
— Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
— Главное оружие Соловья разбойника? (свист)
— Главное оружие богатыря? (меч, палица, копье)
— Царский головной убор? (корона)
— Головной убор богатыря? (шлем)
— Разбойничья цифра? (сорок)
— Богатырская цифра? (три)
— Ведьмолет? (метла)
— Змей по батюшке? (Горыныч)
Василиса: — А сейчас хочу узнать, какой должен быть богатырь.
Игра «Собери доспехи».
Для игры нужны два комплекта картинок с доспехами богатырей (кольчуга, щит, шлем, меч, палица), два нарисованных богатыря без доспехов. Команды соревнуются, кто быстрее оденет богатыря.
Василиса: — Славилась русская земля мужественными и сильными людьми-богатырями. Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших времен.
Ребенок:
— Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь. (Н. Добронравов)
Василиса: — Ну-ка, выходите, богатыри, силушкой померяться!
Игра «Перетягивание каната».
Василиса:
— На Руси водили хороводы.
Пусть не те уже сегодня годы,
Но по-прежнему влюблен народ
В милый сердцу русский хоровод.
Исполняется хоровод с платками «Уральский хоровод».
Василиса:
— У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Игра «Где работа – там еда».
Для игры надо:
- 20 горошин,
- 2 ложки,
- 4 блюдца.
Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
Василиса:
— А теперь попросим девочек сюда.
Дам им в руки эти два веретена.
Пусть красавицы порадуют народ.
Кто с работою управится вперед?
Игра «Смотай клубок».
Василиса: — А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Да – нет».
Игра «Да – нет».
Наша Родина сильна. (да)
И у нас она одна. (да)
На Руси богатыри есть. (да)
Им всегда хвала и честь. (да)
Илья Муромец — герой. (да)
Он был самый молодой. (нет)
Соловья он победил. (да)
Из автомата подстрелил. (нет)
Алёша Попович — тоже герой. (да)
Он сильный, смелый, молодой. (да)
Он в Киеве граде дружинником был. (да)
Карабаса в бою победил. (нет)
На танках боролись богатыри с врагом. (нет)
Они воевали с мечом и копьём. (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым. (нет)
Он змея сумел победить своей силой. (да)
Гордимся мы нашими богатырями. (да)
Хотим ли быть такими же сами. (да)
Василиса:
— Все преграды вы прошли,
Дальше в путь пустились вы.
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило,
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути.
Тут спасенья не ищи!
Игра «Одолей Змея Горыныча» (для пап).
Для игры нужны два рисунка Змея Горыныча, вместо голов – по три воздушных шарика. С помощью дротиков нужно попасть в «головы» (воздушные шарики) Змея Горыныча.
Василиса:
— Метко били вы по цели.
Змея Горыныча одолели.
— Велика Россия наша.
И талантлив наш народ.
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет!
Ребенок:
— Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную мелодию «Блины».
Василиса: — Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней, а знают ли богатыри пословицы о Родине?
Дети говорят пословицы о Родине.
Василиса: — Богата наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославляли Россию своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите знаменитых писателей, поэтов и композиторов.
Викторина «Знаменитые россияне».
Писатели: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой, С. Есенин.
Композиторы: П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков.
Отвечают зрители (родители).
Василиса:
— Велика Россия наша
И талантлив наш народ
Слава о Руси родной
На весь мир идет!
Дети исполняют Нижегородские частушки, подыгрывают на музыкальных инструментах.
Мы частушки сочиняем,
Можем вам пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем…
Попросите только нас!
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает,
Наша русска старина.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
Мы о матушке России,
Песни звонкие поем!
Ой, березонька – березка,
Раскудря-кудрявая!
Хороша, у нас река-
Волга величавая.
Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали,
Мы бы очень все хотели,
Что б вы нам похлопали.
Василиса:
— Вот и закончились наши состязания.
Это были большие испытания.
Поздравляю вас ребята, заслужили вы награды.
Выходят две ведущие с караваем хлеба (или пирогом).
Ведущая 1.
— Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, за каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Ведущая 2.
— В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Василиса.
— В нем – земли родимой соки.
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки.
Вырастай богатырем!
Девочка:
— В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Мальчик:
— Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Девочка:
— Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Праздник заканчивается общим чаепитием с пирогом.