Вот и пришла зима. По календарю она началась 1 декабря. Но в полную силу она вступит 22 декабря – самый короткий день в году.
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕКАБРЕ
На прогулках продолжайте наблюдения за изменениями в природе и погоде. В солнечный день обратите внимание группы в детском саду на то, что солнце поднимается низко над землей и совсем не греет, а тени на снегу очень длинные.
На прогулке предложите детям поймать на руковичку и рассмотреть несколько снежинок. Чем они отличаются друг от друга? Пусть нарисуют их, когда вы вернетесь в группу.
Проведите наблюдения и сравните свойства снега и льда. Перебрасывая друг другу снежок, поиграйте в игру «Закончи предложение»:
— Лед твердый, а снег… (мягкий)
— Лед бесцветный, а снег … (белый)
— Лед прозрачный, а снег … (не прозрачный)
— Лед хрупкий, а снег … (рыхлый)
Наберите вместе с детьми полный стакан снега. Понаблюдайте за тем, как он будет таять. Получится ли из целого стакана снега целый стакан воды?
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В ЯНВАРЕ
Зима в разгаре. Январь — самый холодный зимний месяц. Земля покрыта снегом, лес тонет в сугробах, мороз рисует узоры на окнах. Во время прогулки группы в детском саду обратите внимание детей на то, что день прибавился. Днем небо очищается от облаков, светит яркое солнце.
Побеседуйте с детьми о народных приметах и поговорках:
— Дым столбом – к морозу.
— Солнце – на лето, зима – на мороз.
— Спасибо, мороз, что снегу нанес.
— Мороз не велик, да стоять не велит.
— Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Расскажите детям о жизни диких животных зимой.
— Медведь спокойно спит в берлоге, занесенной снегом. Но сон его чуток. От шума он проснется и вылезет наружу.
— Белка тоже спит большую часть суток. На два-три часа она просыпается в середине дня, чтобы подкрепиться.
— Опасны зимой волки. Они собираются в стаи, рыщут по полям и лесам, ищут добычу.
— Зима – тяжелое время для лисицы. Приходится долго рыскать в поисках мышей-полевок.
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В ФЕВРАЛЕ
Наступил февраль, самый снежный месяц зимы. Именно в феврале на улице завывают метели, крутят вьюги, завывают бураны. Но поворот к весне уже произошел.
Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет. На южной стороне с крыш свесились сосульки.
После метелей лес просыпается преображенный, посеребренный снегом. Часто деревья и кусты покрыты мохнатым инеем.
Обсудите вместе с детьми, почему в народе про февраль говорят:
— Январю – морозы, февралю – метели.
— Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
— Февраль силен метелью, а март капелью.
На прогулке группы в детском саду обратите внимание детей на сосульки, на снежный наст, на сияющий под ярким солнцем снег. Придя в группу, пусть попробуют нарисовать картину «Зима.Февраль» во время занятия в детском саду ИЗО.
Познакомьте дошкольников с народными приметами.
— Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
— Зимой вьюга – летом ненастье.
— Иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.
— Зима снежная – лето дождливое.
Обратите внимание на снегоуборочную технику. Расскажите, почему убирают снег.
Рекомендуемая литература на зимний период:
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», в которые входит любимый многими по одноименному мультфильму рассказ «Серая шейка»;
- Известная сказка Г.Х. Андерсена о добре и дружбе «Снежная королева»;
- Русская народная сказка «По щучьему велению».
Материал подготовила Даниленко Мария.