Вопрос: Добрый вечер! Работаю в ДОУ уже 3 месяца, но до сих пор с отдельными детьми не могу найти общий язык: все равно делают все наоборот и по-своему. Тем более в этой подготовительной группе свой сын, который с каждым днем все сильнее наглеет, а за ним остальные идут. Хоть садись и реви! Что делать и как? Лиза
Отвечает Екатерина Зиновьева, психолог:
Лиза, вы работаете в детском саду всего три месяца и за этот срок УЖЕ успели найти общий язык с большей частью группы! Это немалая заслуга! То, что есть дети, с которыми вам пока тяжело, это нормально. Это процесс вашей взаимной адаптации, с которым, я уверена, вы со временем справитесь!
То, что в группе есть ваш сын, похоже, действительно усложняет вашу задачу. Уверена, ему тоже непросто воспринимать вас то как маму, то как педагога. С мамой он может быть одним, ему позволено одно, а с воспитателем отношения должны быть более дистантными. Для ребёнка 5-6 лет трудно постоянно перестраиваться, да и вам, скорее всего, тоже. Возможно, вам обоим будет легче, если вы будете в разных группах.
Итак, что может помочь вам установить контакт со всеми детьми:
— Более чёткие границы.
Определите, что можно делать в группе, а что нельзя. Можете обсудить это вместе с ребятами. Можно устроить что-то типа интерактива: вы выносите правило на обсуждение (например: хождение в группе в уличной обуви), а детям предлагаете обсуждение «Давайте решим, будем ли мы ходить в группе в уличной обуви или будем переобуваться в коридоре?». В процессе обсуждения можно выслушать разные мнения детей на этот счёт, поговорить, почему лучше переобуваться, что делать, если кто-то все-таки зайдёт в группу в ботинках и т.п. И утвердить, в итоге, то правило, которое вы (большинством голосов) примете. Для детей старшей группы и вполне посильно, и очень полезно.
— Те правила, которые не обсуждаются (их не так много), а являются законом, нужно просто донести до детей.
Например: «В нашей группе дети не бьют друг друга или не воруют, или не портят вещи друг друга». Соответственно за нарушение таких правил следует разбирательство, разговор с родителями, ребёнок не будет играть в подвижную игру после тихого часа и т.п.
— Обсудите с детьми, что будет, если установленные правила будут ими нарушаться.
Лучше всего и доходчивей для детей являются естественные последствия от случившегося. Например: разлил воду – придется самому вытереть пол тряпкой, разбросал игрушки – самому и убираться. Поссорился с мальчиком – не с кем играть, грустное настроение. Естественное следствие поступка – лучший вариант наказания, показывающий ребёнку связь между тем, что он делает и тем, что в результате получается.
— Обсудите с детьми, как проходят режимные моменты (еда, сон, сборы на прогулку, прогулка) – пропишите и произнесите детям прямо алгоритм действий.
Часто дисциплина нарушается именно в эти моменты и часто из-за того, что дети забывают, что им делать дальше. Пока они ждут остальных, начинают скучать и задирать окружающих.
— Играйте с детьми в подвижные игры.
Есть замечательные подборки игр на сплочение группы, снятия напряжения и агрессии, на тактильное взаимодействие. Такие игры можно сделать хорошими ритуалами после как раз режимных моментов. Например, после завтрака и перед началом утренних занятий, или после сна или перед прогулкой, и на прогулке, конечно. Помимо того, что и сами по себе они помогают выровнять эмоциональный фон в группе, когда у ваших ребят появятся любимые игры, такие игровые пятиминутки станут для них дополнительным мотивирующим фактором и для хорошего поведения, и для преодоления режимных моментов. Эти игры можно найти в интернете или в специализированных психологических отделах в книжных магазинах.
Если все-таки не получится перевести сына в другую группу, можно попробовать привлечь его на свою сторону и сделать своим союзником. Например, поиграть в выбранные вами для группы игры дома, научить его правилам и попросить его помогать вам показывать и объяснять эти игры в группе.
Замечайте и хвалите его попытки следовать установленным правилам. Говорите, что своим примером он помогает освоить правила и другим детям. А это очень большая помощь для вас, и вы это очень цените.
Лиза, удачи Вам! Уверена, у Вас всё получится, и думаю, что скоро.
Зиновьева Екатерина, психолог (kamalovak@mail.ru)
Фото: Анна Кузнецова