ребенок в детском саду

дети

30 сентября 2013 года в Москве стартовал Первый Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Одной из самых актуальных тем для обсуждения стала площадка «ФГОС дошкольного образования: организация апробациии и внедрения». В ней приняло участие наибольшее количество участников. Все это свидетельствует о том, что тема действительно актуальная, своевременная и жипотрепещущая.

Надо сказать, что ФГОС дошкольного образования — первый опыт государства в таком формате касательно преподавания в детских садах, а точнее предоставления свободы детям в дошкольном периоде.

Опасения, связанные с ФГОСом дошкольного образования

Специалисты, выступавшие на съезде, отметили некую настороженность среди педагогов в отношении новых стандартов.

Из основных вопросов, которые вызывают больше всего опасений:

  • возможное введение новых требований к уровню образования самих педагогов;
  • отсутствие реестра программ, соответствующих ФГОС дошкольного образования;
  • потенциальная монополизация одной программы дошкольного образования.

Поездки по стране и обсуждения новых стандартов с педагогами показали, что ФГОС дошкольного образования, как и все новое, встречают с неохотой и недоверием, при этом нередко подменяя понятия или не до конца верно растолковывая значения. Отсюда проистекает вывод, что необходима большая просветительская работа.

Стандарты дошкольного образования за границей

Специалист по образованию Московского представительства Всемирного банка реконструкции и развития Тигран Шмис выступил с интересным докладом, сравнивающим работу по введению стандартов у нас и за границей. В принципе, стандарты повсюду схожи. Разработчики во всех странах сходятся в едином мнении, что дошкольники должны быть грамотными и обладать базисными математическими знаниями.

Несмотря на схожесть, есть и различия. В Дании контроль качества сервисов, предоставляемых в дошкольном образовании, относится к компетенции муниципалитетов. В США о стандартизации заговорили лишь год назад, при этом за исполнением стандартов следят штаты, работающие с учетом федеральных рекомендаций. В Великобритании действуют положения, касающиеся развития, обучения и ухода за детьми от рождения до 5 лет.

В свете вышесказанного Ирина Петрунина, руководитель программ направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, подчеркнула важность дошкольного образования детей до 3 лет в нашей стране. В связи с тем, что ясли массово сокращаются на всей территории РФ, основная работа по воспитанию и образованию малышей ясельного возраста ложится на частный сектор воспитательно-образовательных услуг.

ФГОС дошкольного образования: смена установок

ФГОС дошкольного образования имеет и ряд противников, как это ни странно среди самих родителей и педагогов. Автор проекта Александр Асмолов подчеркнул, что многим родителям сложно расстаться с прежними установками: что дети должны быть «выдрессированы» перед школой. Схожи в своих требованиях к будущим первоклассникам и педагоги. По их мнению, все первоклассники в начале учебного года должны уметь писать и считать, а учить этим предметам следует с детского сада.

ФГОС дошкольного образования выводит связь детского сада и начальной школы на новый уровень. Если мы раньше говорили о необходимости практической готовности ребенка к первому классу (умение считать, писать и прочее), то теперь мы говорим о готовности ребенка к переходу на более зрелый уровень — школы. Более того, стандарт отменяет аттестацию ребенка в дошкольном учреждении.

Как отметила Татьяна Пуденко, парадигма «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил» до сих пор лежит в основе педагогической деятельности. Это связано с тем, что средний возраст педагогов — 50 лет, то время, когда сложно расстаться со своими методиками преподавания ради сомнительных инноваций.

Автор — Даниленко Мария.