ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Вопрос: Здравствуйте. Я работаю в детском саду компенсирующего вида (ЗПР) в Москве. Наш детский сад — 14-часового пребывания. Нам доплачивают за коррекцию и работу до 21:00. Недавно пришла новая заведующая и хочет снять с нас доплату за работу с 19.00 до 21.00 в фонд экономии, мотивируя это тем, что на нас огромный долг (4 миллиона рублей в связи с переходом на новую систему оплаты труда).

Еще заведующая хочет, чтобы няня была одна на две группы и логопеды работали по полставки. Вся нагрузка ляжет на нас, воспитателей, при этом мы ещё и потеряем деньги!

Правомерны ли действия нашей заведующей? Какая должна быть оплата труда в детском саду? Действительно ли на массовые и коррекционные сады выделяются одинаковые дотации государства (по новой системе)? Откуда мог взяться такой огромный долг на нашем учреждении, если оно бюджетное? Почему погашать его должны за счёт нас?

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Согласно п. 41 – 43 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года N 288 с изменениями на 10 марта 2009 года) деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:

  • собственные средства учредителя (учредителей);
  • бюджетные и внебюджетные средства;
  • имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
  • другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2008 г. N 03-599 О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда

вопросы оплаты труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе вопросы ее увеличения, находятся в компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 129 и части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. При этом установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, относится к компетенции образовательного учреждения (подпункт 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации Об образовании).

В соответствии с письмом Минобра РФ от 31 марта 2008 г. N 03-599 О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда фонд оплаты труда может быть рассчитан по следующей формуле:

ФОТ доу=N х П х В х Д

где:

ФОТ доу — фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения;
N- норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, установленный не ниже утвержденного субъектом РФ, в расчете на одного воспитанника;
П- поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения (зависит от категории воспитанников, необходимости оказания услуг по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, места нахождения образовательного учреждения — в городской или сельской местности других критериев);
В- доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления;
Д- количество воспитанников ДОУ.

Фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения делится на фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТцст):

Таким образом вопросы финансирования, оплаты труда педагогов и штатного расписания ДОУ и обычного, и коррекционного типа, предельно регламентированы федеральным законодательством. Однако в регионах и муниципалитетах, учреждающих ДОУ, могут быть установлены свои особенности по этим вопросам. Поэтому с целью уточнения о правомерности действий заведующей ДОУ Вам целесообразно обратиться к учредителю ДОУ в письменном виде, что могут сделать любые заинтересованные лица (например, родители воспитанников, уволенные по сокращению работники).

Следует отметить, что в Уставе ДОУ должны быть обозначены полномочия Общего собрания ДОУ, которое осуществляет общее руководство:

  • определяет направления экономической деятельности ДОУ;
  • вносит предложения учредителю по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;
  • определяет форму и систему оплаты труда, размер доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у ДОУ средств на оплату труда;
  • определяет порядок и условия предоставления социальных гарантий и льгот, и др.

То есть Вы можете повлиять на неправомерную деятельность заведующей как извне (обращением к учредителю и пр.), так и внутри (соответствующими решениями Общего собрания ДОУ).