ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Материал подготовила — инструктор по физической культуре МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №137» — Татьяна Викторовна Плотникова.

В условиях дошкольного учреждения с группами для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема здоровьесбережения детей наиболее актуальна. Кроме речевого дефекта у детей наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.
Исследования И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии показали: поражения речевого аппарата нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей.

Особенности физического развития

  • нарушения общейи мелкой моторики
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости
  • нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития

  • нарушение оптико-пространственного праксиса, неустойчивость внимания
  • расстройство памяти (особенно слуховой),несформированность мышления
  • задержка развития воображения.

Особенности социально-личностногоразвития

  • пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих,
    склонность к спонтанному поведению
  • недостаточная критичностьили переоценка своих возможностей; — низкая социальная адаптация
  • нарушение коммуникативной сферы

Исходя из данных особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи, работу по физическому воспитанию ведём в пять этапов.

Этапы работы по физическому воспитанию с детьми с ТНР

фгос по физической культуре в детском саду

Физкультурно – оздоровительная досуговая деятельность способствует гармоничному совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в Здоровом Образе Жизни. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления(А.М.Фонарёв, А.И. Медвецкий).

фгос по физической культуре

При организации досугов и спортивных праздников решаются все виды задач:оздоровительные, образовательные, воспитательные, а также и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи

  • Закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания
  • Развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа
  • Формирование навыков правильной осанки, оптико-пространственного праксиса, речевых навыков
  • Воспитание адекватной самооценки и позитивного мировосприятия

Здоровьеформирующие составляющие досугов

  • Коррекционные игры упражнения для активизации речевой деятельности
  • Игры для взаимодействия детей с разными социальными группами
  • Игры на развитие психических процессов (память, мышление, логика, воображение)
  • Подвижные игры и упражнения на совершенствование основных движений, разученных на физкультурно- оздоровительной НОД
  • Оздоровительные массажи,коррекционные гимнастики(на дыхание, профилактику плоскостопия и нарушений осанки, близорукости, повышение работоспособности и т.п.), спортивно-ритмические композиции, фитбол-гимнастика

Тематика досугов и спортивных праздников тесно увязывается с коррекционно-образовательным процессом ДОУ и разрабатывается с учётом направления работы всех специалистов, особенно логопеда.

По доминирующей задаче оздоровительная досуговая деятельность делится на несколько видов.

Формирование Здорового Образа Жизни и ОБЖ — «Королева Зубная Щётка», «Путешествие в страну Микробию», «Светофорик», «Кошкин дом».

Воспитание интереса к физкультуре и спорту — «Малые Олимпийские Игры», «Шашечный турнир», «Мы-баскетболисты».

Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей — «Спасатели леса», «Остров Чунга–Чанга».

Привитие народных традиций — «Метание валенка», «»Масленица», «Колядки».

Формирование познавательной активности, раширение знаний и приобретение навыков в различных областях (история, математика, география, и т.п) — «Космическое путешествие», «Вокруг света», «Зов предков».

Воспитание нравственных качеств — «Гуси-лебеди»,«33 богатыря», «Снежная королева».

Оздоровительная досуговая деятельность может проводиться между участниками одной или двух одновозрастных групп, между двумя разновозрастными группами, вместе с родителями; а спортивный праздник – с участием всех групп ДОУ с привлечением взрослых не только ДОУ, семьи, но и окружающего социума.

Демонстрация спортивных достижений — «Час славы», «Цирковое шоу», «Зарница».

Проведение оздоровительной досуговой деятельности оказывает благотворное влияние на детей с тяжёлыми нарушениями речи.

фгос по физической культуре

К концу учебного года отмечена положительная динамика не только в подготовительной группе, но и во всех других группах ДОУ.

Повысились уровни физической подготовленности детей, улучшилось речевое развитие детей, память, мышление, логика и восприятие, сформировалось положительное мировосприятие.
По данным медицинской статистики, снизилось количество простудных заболеваний за счёт оптимизации двигательного режима.

Анкетирование родителей и детей выявило возрастание интереса к подвижным играм, соревнованиям и спортивным секциям.

фгос по физической культуре