Материал подготовила — инструктор по физической культуре МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №137» — Татьяна Викторовна Плотникова.
В условиях дошкольного учреждения с группами для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема здоровьесбережения детей наиболее актуальна. Кроме речевого дефекта у детей наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.
Исследования И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии показали: поражения речевого аппарата нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей.
Особенности физического развития
- нарушения общейи мелкой моторики
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости
- нарушение темпоритмической организации движений
Особенности психического развития
- нарушение оптико-пространственного праксиса, неустойчивость внимания
- расстройство памяти (особенно слуховой),несформированность мышления
- задержка развития воображения.
Особенности социально-личностногоразвития
- пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих,
склонность к спонтанному поведению - недостаточная критичностьили переоценка своих возможностей; — низкая социальная адаптация
- нарушение коммуникативной сферы
Исходя из данных особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи, работу по физическому воспитанию ведём в пять этапов.
Этапы работы по физическому воспитанию с детьми с ТНР
Физкультурно – оздоровительная досуговая деятельность способствует гармоничному совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в Здоровом Образе Жизни. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления(А.М.Фонарёв, А.И. Медвецкий).
При организации досугов и спортивных праздников решаются все виды задач:оздоровительные, образовательные, воспитательные, а также и коррекционные задачи.
Коррекционные задачи
- Закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания
- Развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа
- Формирование навыков правильной осанки, оптико-пространственного праксиса, речевых навыков
- Воспитание адекватной самооценки и позитивного мировосприятия
Здоровьеформирующие составляющие досугов
- Коррекционные игры упражнения для активизации речевой деятельности
- Игры для взаимодействия детей с разными социальными группами
- Игры на развитие психических процессов (память, мышление, логика, воображение)
- Подвижные игры и упражнения на совершенствование основных движений, разученных на физкультурно- оздоровительной НОД
- Оздоровительные массажи,коррекционные гимнастики(на дыхание, профилактику плоскостопия и нарушений осанки, близорукости, повышение работоспособности и т.п.), спортивно-ритмические композиции, фитбол-гимнастика
Тематика досугов и спортивных праздников тесно увязывается с коррекционно-образовательным процессом ДОУ и разрабатывается с учётом направления работы всех специалистов, особенно логопеда.
По доминирующей задаче оздоровительная досуговая деятельность делится на несколько видов.
Формирование Здорового Образа Жизни и ОБЖ — «Королева Зубная Щётка», «Путешествие в страну Микробию», «Светофорик», «Кошкин дом».
Воспитание интереса к физкультуре и спорту — «Малые Олимпийские Игры», «Шашечный турнир», «Мы-баскетболисты».
Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей — «Спасатели леса», «Остров Чунга–Чанга».
Привитие народных традиций — «Метание валенка», «»Масленица», «Колядки».
Формирование познавательной активности, раширение знаний и приобретение навыков в различных областях (история, математика, география, и т.п) — «Космическое путешествие», «Вокруг света», «Зов предков».
Воспитание нравственных качеств — «Гуси-лебеди»,«33 богатыря», «Снежная королева».
Оздоровительная досуговая деятельность может проводиться между участниками одной или двух одновозрастных групп, между двумя разновозрастными группами, вместе с родителями; а спортивный праздник – с участием всех групп ДОУ с привлечением взрослых не только ДОУ, семьи, но и окружающего социума.
Демонстрация спортивных достижений — «Час славы», «Цирковое шоу», «Зарница».
Проведение оздоровительной досуговой деятельности оказывает благотворное влияние на детей с тяжёлыми нарушениями речи.
К концу учебного года отмечена положительная динамика не только в подготовительной группе, но и во всех других группах ДОУ.
Повысились уровни физической подготовленности детей, улучшилось речевое развитие детей, память, мышление, логика и восприятие, сформировалось положительное мировосприятие.
По данным медицинской статистики, снизилось количество простудных заболеваний за счёт оптимизации двигательного режима.
Анкетирование родителей и детей выявило возрастание интереса к подвижным играм, соревнованиям и спортивным секциям.