Огонь может быть как другом, так и врагом. Евгения Золотарева, воспитанница МБДОУ № 1 подготовила проект, направленный на знакомство детей со свойствами огня. В проекте приведены описания опытов, которые помогут дошкольникам освоить технику пожарной безопасности и сделать занятия в детском саду по пожарной безопасности и познавательными, и интересными. Отрадно то, что сами воспитанники детских садов понимают важность таких вещей и готовы поделиться своим знанием со своими ровесниками.
Занятия в детском саду по пожарной безопасности
Посмотрите, люди, вокруг:
Нам огонь — повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем в современном обществе актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. К сожалению, частыми участниками этих событий являемся мы, дети.
Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость.
Цель нашего проекта: определить, когда огонь является нашим другом, а когда становится врагом.
Мы провели анкетирование ребят и узнали, что не все ребята из нашей группы знают правила пользования огнем, а родители думают, что им рано знать об этом. Мы не могли допустить беды от незнания.
Экспериментальная деятельность
Сначала мы узнали, как первобытные люди добывали огонь, как называется камень, при помощи которого можно его добыть.
Чтобы проверить достоверность этого, мы терли ладошку о ладошку, а потом прикладывали к лицу, почувствовав тепло.
Далее нам предстояло выполнить опыты, которые доказывали, что человек полностью подчинил себе огонь.
Выполняя первый опыт, нам предстояло выяснить, какие предметы могут гореть, а какие – нет; при этом мы должны были научиться правилам техники безопасности.
Мы взяли металлический поднос, миску для воды, железный пинцет, свечку, кусочек дерева, бумаги, железо, ткань, 3 коробочки. Каждый предмет мы подносили к огню. Выяснили, что бумага, вата, ткань быстро загораются. Дерево загорается медленнее, но тоже сгорает полностью. Затем поднесла к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Значит, металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
Далее мы выяснили, чем можно тушить огонь. Мы тушили водой, лимонадом, а также песком. Огонь гас. Мы обратили внимание, что тушить огонь можно и землей из цветочных горшков. Значит, огонь можно тушить материалами, которые не горят.
Следующий опыт. Накрою сверху пламя свечи пустой стеклянной баночкой. Огонь потух. Накрыли тканью, огонь погас. Значит, огонь гаснет, если нет воздуха. Удивительно, но огонь дышит!
Мы разработали программу помощи ребятам нашей группы «Спасатель», где запланировали и провели беседы, занимательные занятия в детском саду, заполняли тетради, читали книги, запоминая правила пожарной безопасности.
Мы совершили экскурсию в пожарную часть, где работает мой папа, изготовили щит противопожарной безопасности.
Вместе с ребятами под руководством воспитателей и музыкального руководителя мы провели занятие «Посиделки у костра» с инспектором по пожарной безопасности, моим папой, который рассказал о пожарных- спасателях о правилах поведения при пожаре. Провел тренировочные мероприятия с детьми. А затем ребята смогли примерить части пожарного костюма.
От ребят мы узнали, что перед днем рождения или на Новый год их родители покупают салюты и хлопушки. Здесь опять нам предстояло выяснить, является ли этот огонь другом?
С папой мы пошли в магазин, где я хотела купить большой и красивый салют, но продавец мне не продала салют, потому что детям до 18 лет салюты продавать запрещено. Тогда я попросила Папу купить мне салют. В магазине папа долго выбирал его, он внимательно читал документы и инструкции, чтобы салют никого не поранил и не произошел пожар. Дома мы выбирали место по инструкции, потому что не все места для этого пригодны.
Ох, и здорово было. Разноцветные огни, искры, взрывы…. Хорошо и весело было смотреть на салют с безопасного расстояния.
Результаты занятия в детском саду по правилам пожарной безопасности
Провели совместное родительское собрание-мюзикл, кроме этого подвели итог, подготовив телевизионную программу.
После завершения проекта провели повторное анкетирование ребят, опрос родителей и выяснили, что все ребята из нашей группы знают правила пользования огнем и не допустят, чтобы огонь стал их врагом.
За отличное знание правил пожарной безопасности мы были удостоены высшей оценки начальника пожарной части.
Практическая значимость нашей работы в том, что нами доказана гипотеза исследования, предложены рекомендации для наших, ребят и родителей по противопожарной безопасности, разработаны презентации для проведения бесед с ребятами, а также выпущены книжки-помощницы.
Подводя итог, добавим, что наш проект очень важен и ценен, поскольку мы вовлекли в него всех взрослых и ребят.
Теперь мы знаем, что огонь тогда враг, когда мы сами не хотим быть его другом. Я хочу, чтобы мы всегда дружили с огнем!