ребенок в детском саду

Рубрика — Организация ДОУ. Управление

Автор — Т.В. Хабарова

Мы уже привыкли к тому, как составлять конспекты занятий для работы с детьми, всегда указывали вид и тему занятия в детском саду, программные цели (и задачи), определяли и прописывали ход занятия.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования акцент сделан на организации совместной деятельности педагога с детьми как в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе организации режимных моментов.

Вроде всё просто и понятно. Но у практиков системы дошкольного образования при подготовке материалов для аттестации, для распространения собственного опыта на страницах интернет-изданий, в методических, научно-педагогических изданиях встает вопрос, который можно всегда услышать на курсах повышения квалификации:

Как теперь оформлять непосредственно образовательную деятельность? Как писать: конспект непосредственно образовательной деятельности, сценарий непосредственно образовательной деятельности?

Анализ всего того материала, который на данный момент имеется в открытом доступе для любого человека (в
сети Интернет), анализ аттестационных работ педагогов на высшую квалификационную категорию показывает, что
у многих педагогов просто произошла подмена понятий — слово занятие просто заменили словосочетанием непосредственно образовательная деятельность, при этом самой сути не меняя. Как раньше был, например, «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему „Дикие животные“», так сейчас тот же конспект переименован в «Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области „Познание“ на тему „Дикие животные“».

На наш взгляд, это не состыковывается с теоретико-методологическими основами ФГТ. Не может быть непосредственно образовательная деятельность по одной только образовательной области, потому что сама организация деятельности предполагает уже изначально интеграцию содержания различных образовательных областей. Не может быть конспект непосредственно образовательной деятельности, потому что слова «конспект» и «деятельность» не состыковываются в научном понимании.

Это происходит еще и потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия. Да, понимают, что занятие сейчас трактуется как занимательное дело, понимают, что это «дело» легче всего организовать в тех видах деятельности, которые связаны с получением каждым ребенком какого-то продукта деятельности (в продуктивной, конструировании, в музыкально-ритмической деятельности). Там легче организовать сотрудничество, свободное перемещение, общение детей. Но всегда встает вопрос: а как организовать «занимательное дело» в коммуникативной, в познавательно-исследовательской, даже в двигательной деятельности, какой здесь будет результат деятельности?

Вопросы хорошие, потому что они подталкивают педагогов к пониманию того, что любая деятельность имеет
свою структуру: мотив — цель — планирование — средства — действия — результат. В том числе и непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми.

Ребенок — это прежде всего деятель.

К сожалению, это не всегда учитывается взрослыми, поэтому много используется тех форм работы с детьми, которые не позволяют ребенку заниматься деятельностью, а лишь позволяют отвечать на вопросы взрослого и выполнять его инструкции.

Мы всегда на курсах повышения квалификации предлагаем нашим коллегам — педагогам из дошкольных учреждений — ответить на один простой вопрос, касаемый организации и проведения непосредственно образовательной деятельности: «Что сегодня делали ваши дети?» или «Что сделали ваши дети?». Если ответ найден, то это действительно была организована деятельность детей. А если ответ находится с трудом, то это была деятельность педагога, но не детей.

Здесь сразу же может подстерегать следующая проблема (и практика работы с воспитателями это подтверждает) —
воспитатели затрудняются в современных формах работы с детьми, которые действительно позволяют организовать детскую деятельность, когда в процессе непосредственно образовательной деятельности дети вместе с педагогом получают продукты деятельности (а иначе какая же она деятельность?).

В основном отражают традиционные формы работы — беседы, наблюдения, дидактические игры в детском саду и прочее, которые далеко не всегда позволяют каждому ребенку получить результат в процессе совместной деятельности со взрослым, что будет способствовать его развитию.

Здесь всегда стоит обращаться к содержанию той программы, по которой работают педагоги, там всегда есть
подсказки по интересным формам работы с детьми.

Также всегда задают вопрос о том, какие задачи писать в непосредственно образовательной деятельности. Сразу хочется отметить: если указывается вид деятельности и форма работы с детьми в рамках реализации данного вида деятельности, то о каких задачах может идти речь?

Целесообразно указывать цель деятельности.

Если педагоги четко понимают, что они хотят сделать вместе с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, то тогда формулировать цели будет достаточно просто.

На курсах повышения квалификации мы разработали вариант оформления непосредственно образовательной деятельности.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

Тема: «Мамочка моя, я люблю тебя»

Авторы:

  • О. А. Суровцева, воспитатель МАДОУ д/с № 6, г. Емва;
  • О. С. Щекотилова, воспитатель МБДОУ д/с № 68, г. Сыктывкар;
  • научный консультант — Т. В. Хабарова.

НОД в рамках реализации проекта, посвященного Дню матери.

Основной вид деятельности: продуктивная.

Продукт деятельности: коллективное поздравление «Панно пожеланий».

Форма: мастерская.

Длительность: 1 час — 1 час 10 минут.

Цель:

  • Создание коллективного поздравления для мам средствами разнообразных материалов, используя знакомые способы изготовления.

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей создавать поздравление и объединять в коллективную композицию.
  • Способствовать развитию у детей композиционных умений, чувства цвета.
  • Закреплять знакомые приемы рисования, аппликации, умение сочетать их в одной работе.
  • Воспитывать уважительное отношение к маме.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, стремлению действовать согласованно, договариваться о выполняемых действиях в коллективной работе.

Интеграция содержания образовательных областей: Здоровье, Труд, Познание, Социализация, Коммуникация,
Безопасность, Музыка, Чтение художественной литературы. Здесь можно подробно расписать те задачи, которые прописаны в той или иной образовательной программе по данным областям.

Предварительная работа:

  • Рассматривание поздравительных открыток разных форм, конфигураций (плоскостных, объемных, рисованных, написанных).
  • Изготовление эскизов поздравления, общего панно.
  • Подборка портретов мам для фотовыставки.
  • Разучивание стихотворений к празднику.

Ход деятельности: 

деятельность в детском саду

Материал предоставлен журналом Дошкольная педагогика, номер за август 2013 года. 

____________________

Читать также: