ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.
В.М. Бехтерев

Авторское пособие по развитию мелкой моторики разработала учитель-логопед Анастасия Орлова, МБДОУ Детский сад «Березка», г. Когалым, Тюменская область. Статья включает примеры оборудования, сделанного своими руками; конспект занятия логопеда в детском саду

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих нарушения речи. Возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). У таких детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У детей с ОНР отмечается и слабое развитие мелкой моторики, характеризующееся двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом, переключаемостью движений руки.

Очень сложно переоценить важность развития мелкой моторики и одновременно координации движения пальцев рук для развития речи ребенка, а также подготовки руки к письму.

Поэтому одним из основных направлений коррекционной работы с детьми логопункта является развитие мелкой моторики.

В этом году главным и приоритетным направлением работы с детьми в нашем учреждении является здоровьесбережение. Исходя из первостепенной задачи 2013-14 учебного года мною была поставлена цель: разработать методическое пособие, которое бы способствовало сохранению здоровья, его преумножению, профилактике и коррекции нарушений развития старших дошкольников с ОНР. Учитывая важность проблемы и особенности развития детей с речевыми нарушениями, я выбрала для себя направление, по которому будет осуществляться работа – развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач мною было изготовлено и апробировано в работе в работе с детьми с ОНР логопедическое учебно-методическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики», которое можно использовать при организации подгрупповой и индивидуальной форм непосредственно-образовательной деятельности с детьми, посещающими логопункт.

оборудование для ДОУ

оборудование для ДОУ

оборудование для ДОУ

оборудование для ДОУ

Целью данного пособия является развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

оборудование для ДОУ

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики детей с ОНР, воздействуя тем самым на речевые зоны коры головного мозга
  • Развитие всех сторон речи детей в процессе выполнения заданий: фонетической, фонематической, лексической, грамматической.
  • Развитие у детей психических процессов.
  • Развитие глазомера, координации движений пальцев рук.
  • Закрепление знаний детей о цвете, размере, форме предметов.
  • Формирование координации в пространстве, а также умения ориентироваться на плоскости.
  • Развитие анализаторов ребенка.
  • Формирование умения планировать свою работу, оречевлять ее этапы..
  • Развитие творческого воображения.
  • Автоматизация и дифференциация звуков.
  • Развитие подвижности органов артикуляции, в частности языка.

Пособие может быть использовано как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми логопункта. Его можно использовать в разных частях занятия: как сюрпризный момент, в середине, так и в заключении. Можно использовать как часть занятия.

Во время выполнения задания детьми, один ребенок может находиться в контакте с логопедом, а остальные могут выполнять задание самостоятельно. Поскольку пособие является очень ярким и красочным, у логопеда есть возможность смены задания и перехода к другому игровому полю – оно вызывает огромный интерес – дети с удовольствием выполняют задания, долго не утомляются.

Заключение

Работа над развитием мелкой моторики у детей дает положительные результаты. По моим наблюдениям, у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальцами различные упражнения, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Дети с удовольствием завязывают бантики и заплетают косички, закручивают крышки, создают картину из ниток, застегивают пуговицы. А кисти рук в это время приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма детьми с ОНР.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, начиная с младших групп. Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук в непосредственную образовательную деятельность играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ОНР. Это позволяет регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно связаны с речью.

Перспективы на будущее

В перспективе я планирую продолжать начатую работу «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики»:

  • Планирую обогащать предметно – развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать внедрению используемых приемов в работу родителей с детьми.
  • Продолжать работу по данному направлению в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МБДОУ и воспитателями.

Конспект индивидуального занятия по ЗКР (звуковой культуре речи) для ребенка с ОНР 

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и предполагает использование авторского логопедического учебно-методического пособия «Умелые ручки — ловкие пальчики».

Цель: автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  • Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах, словах и предложениях.
  • Закрепить умение определять наличие звука[с] в словах.
  • Упражнять в образовании прилагательных.
  • Упражнять в умении составлять описательный рассказ.
  • Развивать целостное восприятие, внимание, память, мелкую моторику.
  • Воспитывать нравственные качества: желание помочь ближнему, способность к сопереживанию.

Оборудование:

  • логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики» — сторона «Алиса краса – длинная коса»,
  • «Веселый язычок»,
  • шар «Колючка».

Организационный момент:

— Алиса, ты не поверишь, что сегодня произошло. Злая волшебница похитила принцессу. Чтобы вернуть принцессу мы должны собрать картину с ее изображением. За каждое правильно выполненное задание волшебница будет отдавать по одной части картинки с изображением принцессы. Только, когда вся картина будет собрана, принцесса освободится от чар злой волшебницы и вернется к нам. Ты хотела бы помочь принцессе?

Ход:

Первое задание — сделать артикуляционную гимнастику, чтобы подготовиться к выполнению следующих заданий.

— В выполнении упражнений нам поможет «Веселый язычок». Я буду называть упражнение, сначала его выполнит язычок, находящийся у тебя в руках, а затем ты сама. («Лопаточка», «Накажем непослушный язычок» — пошлепывание, покусывание, «Трубочка», «Качели», «Часики», «Иголочка», «Чашечка», «Горка».) Молодец, ты справилась с первым заданием и получаешь часть картинки с изображением принцессы.

Второе задание.

— Алиса, посмотри-ка на эту девочку, у нее расплелись косички и развязались бантики. Она бы очень хотела, чтобы ты ей тоже помогла. Пока ты будешь заплетать ей косички, чтобы куколка не скучала, можно рассказать ей чистоговорку.

Са-са-са – ты же девочка краса.
Су-су-су – заплету тебе косу.
Сы-сы-сы – заплету я две косы.

— Умница, ты хорошо справилась с заданием. Скажи, пожалуйста, какое имя ты могла бы дать куколке, чтобы в нем был звук «С»?

— Алиса, опиши девочку, которой ты помогла стать такой красивой. В описании обязательно должны быть слова со звуком «С».

— А теперь давай порадуем нашу куколку и расскажем ей чистоговорку:

Наша девочка Алиска,
Словно ласковая киска,
И красива, и мила —
До чего же хороша!

— Выполнив это задание, вручаю тебе третью часть принцессы.

Последнее задание тоже не простое. Встань напротив меня и возьми в правую руку колючий шар. Я буду называть разные предметы. Если ты услышишь в названии предмета звук «С», переложи шар в другую руку и нажми на него. Будь внимательной!

— Задание усложняется. Теперь я буду показывать картинки с изображением различных предметов. Проговори название предмета, если есть звук «С» в слове, то переложи шар «Колючку» в другую руку, нажав на него при этом.

— Какая ты умница, Алиса! Справилась даже с таким сложным заданием! Злая волшебница отдала нам последнюю недостающую часть картинки с изображением принцессы, и теперь она вернется к нам живая и невредимая.

Входит принцесса и благодарит Алису за помощь, спрашивает девочку о том, какое задание волшебницы показалось ей самым сложным.