Рубрика — Детская психология
Вопрос: Почти неделю назад у нас в детском саду было ЧП. Одна из родительниц толкнула мою дочь, когда дети возвращались с прогулки в группу. Воспитательницы в это время рядом не было, как и других взрослых сопровождающих. Девочка, которая стояла рядом с моей дочкой, сначала стала звать воспитательницу, но та так и не пришла, дети помогли моей дочери подняться и успокоили, как смогли.
Вечером, когда я пришла забирать ее из детского сада, пришла и наша обидчица. Дочка шепотом рассказала мне на ухо, что у них случилось. Она сказала, что эта тета толкнула ее очень сильно, «по-взрослому». В силу своего воспитания, я не стала сразу же набрасываться на эту женщину, решила, что нужно сначала поговорить с той воспитательницей, которая было в ту смену и вообще разобраться в этой ситуации. Воспитательница говорит, что она ничего не видела, значит, ничего не произошло! Администрация детского сада и воспитатели нашей группы самоотстранились, оставив нас со страхами один на один!
Дочка боится ходить в детский сад! Сегодня уже пятый день (не считая выходных) ходим в детский сад со слезами! В один из дней сказала:
— Я в садик не буду ходить, пока ты не поговоришь с этой тетей при мне! А что, если она придет в следующий раз, а взрослых не будет, что если она меня вообще убьет??!!
С родительницей пробовала говорить, но она отреагировала агрессивно и сказала напоследок:
— Еще раз подойдешь ко мне, я тебя в милицию сдам.
Я, как могу, успокаиваю дочь, но, кажется, это мало помогает. В садике остается со слезами, просит, чтобы я оставила какую-то свою вещь, которую одела с утра. На тренировках постоянно выбегает, ищет меня, придумывает разные глупости, чтобы я не ушла, а ждала окончания тренировок.
Она девочка развитая, деятельная, всегда помогает мне по дому, я ее никогда не просила этого делать. Она и ужин помогает приготовить, овощи сама режет уже год как, полы помогает мыть, посуду, спит в отдельной комнате, мультик перед сном посмотрит, свет выключает и ложится спать. Вообще взрослая очень.
Сейчас ребенок совсем другой! Капризная, пассивная, боится всего! Помогите мне, пожалуйста, вернуть ребенка к обычной жизни! Я смотреть не могу больше, как она… существует…
Заранее спасибо. Калимуллина Надежда
Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте. В Вашем письме слышится большая тревога и страх. Похоже, что вы обе переживаете сильный стресс и действительно нуждаетесь в помощи. Очень сложно видеть, как твой ребенок страдает, и не знать при этом, как ему помочь.
Однако именно Ваше спокойствие и уверенность помогут обрести чувство защищенности Вашей дочери.
Потому что она чувствует Вашу расстерянноть, замешательство, беспокойство, тревогу и страх. И, к сожалению, все эти чувства передаются ей. Даже, если Вы их тщательно скрываете, она чувствует, что то-то не то, и тревожится, и боится еще больше. Работа должна вестись в двух направлениях.
- Давайте сначала попробуем восстановить Ваше состояние. Вы пишете, что стали, как и дочь, относиться к людям с опаской. С чем это связанно? Чего Вы опасаетесь? Вы можете ответить на эти вопросы прежде всего себе, но, главное, искренне. А после этого порассуждать, как можете себя от этого обезопасить. Хотя, конечно, всего просчитать нельзя. Но какие-то основные моменты можно продумать.
Например, в случае с разговором с откровенным хамом. Лучше говорить при свидетелях, в присутствии других людей, однозначно в отсутствие детей. Это обезопасит Вас от чрезмерного хамства ( хотя не всегда). Если посмотреть, чем угрожала Вам Ваша обидчица, то видно, что ее обвинения не имеют никаких оснований, а в милицию Вы ее можете сдать, хотя бы за грубость.
Самое основное, что подобная внутренняя подготовка поможет Вам обрести уверенность в собственных силах и чувство защищенности. А это значит, что Вы и с окружающими будете общаться увереннее. А Вашей дочери будет передаваться Ваше спокойствие и она тоже будет чувствовать себя защищенной.
- Дальше про саму девочку. Похоже, что девочка пережила некое потрясение и ей очень нужна Ваша помощь.
Прежде всего, отнеситесь к ее страху с уважением, признайте, что он есть. Если она говорит, что боится идти в детский сад, ответьте:
— Тебе страшно, что ты можешь остаться одна, без защиты?
Важно построить диалог и внимательно слушать, что отвечает дочь.
По ее реакциям, Вы увидите, что попали в точку ( именно то, что она испытывает). При этом она может заплакать, закричать. Вы почувствуете ее сильные эмоции. Очень важно, чтобы она озвучила свои переживания, выплакала их.
- Возможно, нарисовала бы. Например, нарисуй, чего ты боишься. После того, как она выразит свои переживания, можно искать конструктивные решения: быть всегда рядом с воспитателем, с другими детьми и так далее. Это может понадобиться до тех пор, пока она не восстановит свои силы и чувство безопасности.
- Возможно, поговорить с воспитателем, чтобы она не оставляла детей одних, без присмотра.
Поговорите с ней о том, чего она конкретно боится, что действительно может произойти, а чего быть не может (например то, что ее это женщина убьет, мне видится весьма сомнительным). Здесь важно как можно больше узнать о предмете страха, так как чаще всего мы боимся неизвестного.
Можно почитать с ней волшебные сказки, где герой сталкивается со злом и преодолевает его, выходит победителем.
Такие, как КОЛОБОК. Правда, Колобок не победил, но как раз можно порассуждать почему. Или, почитать другие сказки, например, ГУСИ-ЛЕБЕДИ, ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА. Поразмышляйте вместе, о чем эти сказки? Что понравилось? Что запомнилось? Что произошло с главным героем? Как он победил? Кто ему помог?
В подобных сказках заложены модели поведения в разных жизненных ситуациях. И размышляя вместе с ребенком об этой сказке – эти модели поведения закладывются в подсознание позитивным багажом и в нужные моменты начинают работать. Сказки также можно вылепливать, проигрывать с куклами.
Я вам подготовила текст медитативной сказки, которую хорошо читать на ночь, перед сном. Такие сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений.
Медитативная сказка ОЗЕРО
Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг… из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.
От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.
Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.
Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни научились летать и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.
Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.
Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.
Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»
* * *
Представь, как на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника. Ты срываешь сочные спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость.
Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты смеешься и идешь дальше.
Выйдя из леса, видишь огромное прозрачное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует успокаивающе. На голубом фоне — перистые облака, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно.
А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы о мгновении дарованной им свободы. И эта мечта осуществляется.
Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое легкое, как облака, которыми ты недавно любовался. Движения твои легки и свободны.
Ты паришь и наблюдаешь необыкновенную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне.
Он торопится на свое первое свидание, и, опускаясь ниже, почти касаясь воды, ты видишь у него букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется. На дне озера идет своя привычная жизнь.
Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться непознанные до этого ощущения, от которых становится легко и хорошо.
Все, что тревожило раньше: все страхи и неприятности уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра.
Ты опускаешься на волну и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик.
Облака, птицы, солнечные лучи — все улыбается вокруг, даря эти улыбки тебе.
Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься. Мире тепла, доброты и любви. Возьми его с собой, и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал.
Поверьте, что постепенно страх уйдет, Ваша дочка снова обретет радость. Но для этого нужно время и ваша помощь. А возможно и помощь психолога.
Но в любом случае – это жизнь, а в жизни может случиться всякое. И это важный опыт для вас обеих, пройдя который вы станете сильнее, смелее, мудрее.
______________________________
Читать также: