Тема игрушки в детском саду – одна из ведущих, потому что невозможно представить процесс воспитания и развития ребенка без участия игрушек, без организации правильного подхода к их выбору и использованию.
Тема игрушки в детском саду может звучать и быть актуальной:
- на родительских собраниях;
- выставляться в планах работы с родителями;
- на методических объединениях воспитателей (воспитатели очень часто выбирают для освещения тему игрушки в детском саду, потому что без игрушки очень трудно организовать игровую деятельность воспитанников);
- на презентационных мероприятиях;
- в планировании конкретных воспитательных мероприятий.
Что касается последних, то тема игрушки в детском саду должна постоянно меняться в одной группе — одна и та же знакомая игрушка может принимать участие в раскрытии разных тем.
Например, кукла – используется не только для игры в «дочки-матери» или другой сюжетно-ролевой игры, но может поучаствовать в теме изучения цвета (куклу можно наряжать в разные по цвету юбочки, изучая с детьми названия цветов).
Набор «юный конструктор» легко меняет свою тематику, и превращается из пособия для развития конструкторских навыков в основу для творческих – детского мини-театра.
И чем более свежий взгляд у воспитателя на общение с детьми, тем больше вариантов используемых тем при игре с игрушками он может предложить.
Таким образом, игрушка становится больше чем просто вещью, заставляет ребенка проявлять себя по-разному, дети нарабатывают хороший игровой опыт, учатся видеть мир широко, в огромном его многообразии.
Тема игрушки в детском саду обязательно подразумевает рассмотрение ее в нескольких плоскостях:
1. Понятна ли игрушка ребенку
Игрушка может не только не соответствовать возрасту детей, но и быть несвоевременной с точки зрения психологической готовности к игре с ней. А может и попросту казаться такой. В некоторых случаях важна роль воспитателя (родителя) как «побудителя» к действию: приложить усилия, проявить любознательность, усидчивость, подключить логику…
2. Безопасна ли игрушка для ребенка
Готовые игрушки должны производиться в соответствии с гигиеническими требованиями, из соответствующих материалов. Однако, увы, это не всегда так. Часто детский садик берет на себя роль «фильтра», пропускающего к ребенку только самые качественные и безопасные игрушки, которые не принесут вреде ни моральному, ни физическому здоровью дошкольника.
3. Достаточно ли реализуется потенциал имеющихся в детском саду игрушек
Можно оправдывать педагогические неуспехи недостаточно современным игровым оснащением групп, а можно, имея в распоряжении только «основные» игрушки, сделать «коэффициент полезности» их максимальным. Например, одно дело – изо дня в день предлагать мальчикам возиться с готовой железной дорогой, направляя по ней поезд с вагончиками; после чего убирать его на верхнюю полку. И другое – один раз предложить им придумать сюжет для игры, в которой появятся пассажиры, кондукторы, цели поездки и т.д.; во второй раз – поэкспериментировать с траекторией движения, а в третий – сделать акцент на изменении количества вагончиков.
4. Насколько конкретная игрушка дополнит общий список полезного игрового материала, ее значимость в воспитательном процессе
Не обязательно стремиться покупать сразу же новую модную игрушку. Но обязательно – следить за тем, чтобы в группе был баланс между игрушками: была возможность полноценно использовать логические, тактильные, сюжетные, спортивные игрушки и т.д.
Как видим, тема игрушки в детском саду разнообразна и, можно сказать, бесконечна, это благодарная тема в методической работе воспитателя, потому что каждый раз толкает к новым творческим идеям и решениям.
Автор — Ольга Погудо.