ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Внучке 6 лет. Всегда была нормальным ребенком. Ей можно было все объяснить, в чем она была не права и все всегда проходило очень спокойно. В последний месяц ребенок сильно изменился. Начались капризы, бестолковое упрямство — Я ХОЧУ, НЕ БУДУ и т.д. А когда ей начинаешь объяснять, почему что-то нельзя делать, она затыкает уши и говорит, что не хочет никого слушать и разговаривать.

Начинаем предлагать ей самой сделать выбор между тем, что она сейчас хочет и возможностью, например, покататься в выходные на лошадях (это ее любимое занятие), она отказывается сделать выбор. Говорим, что делай то, что ты хочешь — начинает кричать, что ничего не хочет и не может никак успокоиться.

Когда не выдерживают нервы, уходим от нее, она бежит за нами и кричит, что она все равно хочет сейчас делать (смотреть мультики, хотя пора спать, играть и т.д.) и так может продолжаться очень долго. Потом, после того как все успокаиваются и начинаем ей опять говорить, в чем она была не права и что должна извиниться за то, что обидела маму, она отказывается это сделать — НЕ ХОЧУ. Такое ощущение, что она нас не слышит. Ей говоришь одно, а она делает другое. Подходят выходные и она начинает просить кататься на лошадях. Начинаем объяснять, что плохо себя вела и катания не будет, и опять все начинается заново. Не пойму, что могло случиться с ребенком, за месяц.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ну и жизнь у некоторых детей – просто сказка! Вот свезло, так свезло. И на лошади катают по выходным, и занятия любые на собственный выбор, и вообще полная свобода – делай, что пожелаешь! И платить за такое райское житье почти не надо: просто выслушивать регулярно, «в чем была не права» и вести себя при этом спокойно.

Действительно, что же может ребенка не устраивать в таком милом раскладе?

И отчего это он, ребенок, может вдруг начать бунтовать, если все так удобно, «нормально», спокойно и комфортно?

Для кого комфортно?

Нет, не за месяц сварилась эта каша. Предполагаю, что варилась она все 6 лет, с тех самых пор, как родилась Ваша внучка.

Откуда у взрослых берется это странное, нелогичное, противоречащее законам природы и здравому рассудку представление о том, что дети все время в чем-то «неправы»? Представление о том, что детей поэтому нужно постоянно исправлять, что они склонны ошибаться чаще, чем попадать в десятку, что их всему надо учить, заставлять, направлять? Что они, в конце концов, несовершенны до такой степени, что вообще неясно, как из них может вырасти нормальный взрослый человек?

Подумайте, как Вы сами относитесь к людям, которые постоянно разбирают Вас по косточкам, критикуют и объясняют, в чем Вы неправы. Надо быть отъявленным мазохистом и уверенным в собственной никчемности человеком, чтобы принимать подобные разговоры с готовностью и удовольствием. Во-первых, Вам и только Вам дано знать, в чем Вы правы, а в чем нет. Потому что человек сам создает свою жизнь, творит ее по секундочке, по минуточке своими действиями, словами, мыслями, чувствами. А во-вторых, между нами, человек всегда прав. И никому не дано его судить. Он сам решает, кем и каким ему надлежит быть.

Что же тогда делать родителям-воспитателям, пустить что ли ребенка на самотек? Нет, конечно. Вы нужны ребенку (как и он Вам), но не в роли критика и судьи, а в роли доброго друга, садовника, с любовью ухаживающего за прекрасным цветком в своем саду. Он поливает растение, укрывает от непогоды, любуется тем, как тот растет, как на нем появляются новые яркие клейкие листочки, как они раскрываются навстречу ласковому солнышку, как зарождается первый бутон, который вскоре раскроется прекрасным нежным ароматным цветком. И цветок отвечает на это внимание и любовь своей любовью – растет, развивается, хорошеет на глазах и радует садовника все новыми яркими цветками и бабочками, которые на него слетаются.

Если Вы хотите, чтобы девочка изменила свое поведение, измените сначала свои действия. Вернуться в прошлое вам вряд ли удастся – ребенок растет, и обратное развитие, я думаю, не входит в ваши планы. Можно предположить, что теперь для нее более значимым и важным стало ваше отношение к ней, она его стала, так сказать, лучше слышать и понимать. И любая капля дегтя в этой бочке воспринимается очень болезненно. Не пропустите время, чтобы помочь ребенку создавать позитивный образ своего Я, образ доброго, умного, уверенного, сильного человека. Каким, собственно, каждый из нас от рождения и является, только не все об этом знают.

В детях все гармонично и прекрасно. Это сама жизнь, сама совершенная природа. Их желания добры, а чувства – просты и ясны. Нет никакой нужды шпынять их и критиковать, опасаться, что в них могут проявиться какие-то «не те» качества. Неоткуда таким качествам взяться, если вы сами их не привьете своим детям. Как привьете? Своими опасениями, страхами и регулярной критикой.

Критику необходимо выбросить, как мусор, решительно и бесповоротно. Если у вас возникает неукротимое желание обсудить поведение ребенка – обсуждайте те поступки, которые вам нравятся. Хвалите и наслаждайтесь.

Тогда хорошего будет все больше. В такие минуты вы поливаете свой цветочек. Живите с удовольствием, смотрите на цветы, вдыхайте их аромат и знайте, что завтра распустятся новые листочки и появится новый бутон.