ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология


Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как быть делу. В нашей группе есть мальчик, думаем что не совсем нормальный (родители не везут его на обследование). Он ежедневно мешает занятиям в детском саду саду,обижает детей, ломает игрушки, принесенные детьми из дома.

Родители: мать-одиночка и сожитель занимаются сексом при детях или что им по видео показывают, мы не знаем. Но когда мой ребенок приходит из детского сада домой, он рассказывает, что Кирилл сказал, что «его девочки хотят, а его не хотят», и еще такие непристойные выражения, которые и взрослым стыдно сказать. А недавно на прогулке лег на мальчика и делал движения (занятие сексом). Мы обращались к воспитателю, но она не знает, чем нам помочь. Помогите Вы, пожалуйста! Спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Пожалуйста!

Сначала о Кирилле.

Гиперсексуальность (по Вашему описанию можно ее заподозрить) у детей часто появляется как выражение агрессии. У агрессивного ребенка зачастую бывают непростые семейные обстоятельства. Он потому и становится агрессивным, что есть какая-то одна или не одна задача, которую он решить сам не может, потому что маленький. Вот его постоянно изнутри и давит то обида, то гнев, то еще что-нибудь малоприятное. Иногда это постоянное внутреннее напряжение находит себе выход в виде сексуальности, неважно, в чем конкретно она выражается. Сама зацикленность на теме секса, либо просто чрезмерное внимание, явно не адекватное возрасту, уже могут указывать на то, что ребенку хорошо бы помочь разрулить его жизненные обстоятельства. Подчеркиваю: не адекватное возрасту.

А адекватный интерес таков: в возрасте 4-6 лет (а сейчас, возможно, и раньше), согласно классической теории возрастной психологии, у детей просыпается повышенный интерес к представителям противоположного пола, к различиям между полами, к своей половой идентификации. Им интересно все: и тело, и душа. Они в этом возрасте искренне, по-детски наивно влюбляются, и ревнуют, и ухаживают, и переживают, так же, как взрослые люди. Вот тут-то особенно важно, как поведут себя взрослые, которые окружают ребенка. Именно по их эмоциональной реакции ребенку проще всего ориентироваться, хорошо или плохо он поступает, а вернее, разрешают ему делать что-то определенное, или нет. Поддержка, уважение его чувств, отношение к ребенку как к неповторимой личности и любовь – вот что помогает ребенку расти гармоничным и счастливым человеком. И наоборот, насмешки, подтрунивания, запреты, возмущение, порицание поливают и удобряют ростки уныния, пессимизма и неверия в себя.

Ребенок очень сильно зависит от взрослых (чаще всего родителей), поэтому ему часто приходится мириться даже с необоснованными запретами, буквально наступать на горло собственной песне, лишь бы не потерять их любовь и расположение. Милые родители! Вспомните себя в детстве. О чем вы мечтали? Чего хотели? И что вам на это отвечали ваши мама и папа? Теперь вы выросли и можете делать все, что сами пожелаете. Слышите ли вы иногда строгий внутренний голос, который повторяет родительские запреты? И еще один вопрос: вы реализовали свои детские мечты? Или до сих пор сами себе повторяете: нельзя, не положено, вот вырастешь…
Ребенок видит, что люди делятся на мужчин и женщин (мальчиков и девочек), и деление это проявляется во всех сферах жизни. Ребенку интересно: вот, я мальчик. Что это значит? Чем я отличаюсь от девочки? Зачем девочки отличаются от мальчиков и т.д.

Что делать со всем этим родителю?

А ничего особенного делать не надо.

И это будет самым лучшим действием. Потому что, если начать делать что-то особенное: возмущаться, смущаться, ругать, объяснять, что «так не принято», замалчивать, пугаться – ребенок сразу это почувствует, и у него может появиться подозрение, что с темой секса что-то не то – то ли это плохо, то ли страшно, то ли еще что-то. А любая тайна притягивает еще больше внимания, а страшная тайна тем более. Оно вам надо? Если не надо, просто будьте собой. Если ребенок вас о чем-то спрашивает, отвечайте ему на его вопрос, не больше, но и не меньше. Если он эмоционально рассказывает Вам про какой-то эпизод в садике, связанный с темой секса, спокойно выскажите свое мнение/отношение. И не забудьте спросить, что он думает по этому поводу. Может, вам найдется, что обсудить.

Если по какой-то причине в теме сексуальных оношений Вы чувствуете себя дискомфортно, попросите ответить на вопрос малыша того человека из вашего окружения, кому это просто и удобно. Тема секса ничуть не лучше и не хуже любой другой темы, это такая же часть нашей жизни, как еда или спорт.

Чем меньше будет тумана вокруг вопроса ребенка, чем более простые и понятные (правдивые) ответы он будет получать, тем гармоничнее и счастливее сложится его взрослая жизнь.

А теперь посмотрим, что получается у Вас в группе и что Вас так испугало. Ребенок воспримет только ту информацию, какая ему интересна. Очень может быть, что сейчас Вашему сыну каких-то сведений не хватает, и что-то он у Кирилла узнает. Вопрос только – что и в какой обертке. Не лучше ли самим поговорить с мальчиком на темы секса и отношений в интересующих ребенка границах, тем более, он сам Вам как бы подсказывает и дает для этого чудесный повод – обсуждение поведения Кирилла? Вот и пользуйтесь этим поводом – без паники, спокойно, с радостью и удовольствием. А если ребенок задаст вопрос, на который Вы не знаете ответа, у Вас будет возможность и свой уровень подтянуть.

Насчет лишней информации не бойтесь – дети, слава Богу, ее фильтруют. Как еду. Усваивается только то, что нужно организму. Ваша задача — накормить ребенка (не перекармливая) качественной пищей, чтобы он с голоду не хватал все подряд.