Педагогами во всем мире справедливо замечено, что дети куда лучше познают мир не через слова воспитателя/родителя или картинки из книжки, а через собственные ощущения, через собственные действия. Можно сказать, что у каждого ребенка дошкольного возраста есть определенное стремление к этому. Задача взрослых – воспользоваться тягой ребенка к познанию мира, дать ему знания с помощью эмпирического метода, то есть на собственном опыте.
Однако фактически показать окружающий мир в условиях, доступных детям, можно в его небольшом проявлении. Чаще всего за примеры окружающего мира берутся доступные материалы, например, вода в детском саду. Вода известна детям с детства, но качественно оценить ее можно только на практических групповых занятиях в дошкольном учреждении. С водой можно проводить десятки и сотни экспериментов — опыты с водой не несут никакой опасности для детей. Одним словом, для исследования вода в детском саду подходит идеально по всем параметрам.
Есть небольшая разница в особенностях преподнесения материала детям в зависимости от их возраста. Если в младших группах возможны стихотворные вступления и пятиминутки отдыха, то в средних и старших дети уже вполне готовы воспринимать материал почти на уровне взрослого, с той лишь разницей, что им предлагаются вопросы чуть сложнее, а также предоставляют возможность самостоятельно впервые делать выводы.
Такие занятия у детей в возрасте 4-5-6 лет развивают мыслительную деятельность, повышают их наблюдательность. А если эти занятия проводятся в групповом формате, то они очень полезны и для развития речи, а также формируют полезный навык работать сообща.
Эксперименты, проводимые в том числе с участием детей, позволяют создать свою модель окружающего мира в целом и проведенного опыта-явления в частности.
Игровое занятие для средней группы на изучение свойств воды
Задачи:
1. Образовательные: расширить систематизированные знания о неживой природе – воде; увеличить словарный запас.
2. Развивающие: развивать мыслительную активность, умение выдвигать предположения, умение делать самостоятельные выводы.
3. Воспитательные: развивать умение работать сообща, умение не стесняться высказываться.
Необходимое оборудование:
- Для опыта 1: молоко, вода, 2 стакана на каждого ребенка.
- Для опыта 2: тазик, вода, зеркало.
- Для опыта 3: речной песок, сахарный песок, 2 миски на каждого ребенка, ложки, 2 стакана с водой на каждого ребенка.
- Для опыта 4: термос, кипяток, зеркало.
- Для занятия: магнитная доска, условные символы.
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы отправляемся в лабораторию. А кто-нибудь знает, что такое лаборатория? (Место, где ученые ставят эксперименты и проводят опыты.)
Похвалите детей, если они правильно передают смысл слова. Спросите, в каких случаях они слышал это слово.
— Давайте представим, что мы уже взрослые, ученые. И сегодня мы будем ставить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся материалы, которые есть на каждом лабораторном столе. (На каждом столе стоят предметы, накрытые салфетками.) Занимайте рабочие места по два человека за стол. (Дети рассаживаются.) Уберите салфетки.
Перечислите предметы, с которыми нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют.) Кто-нибудь может представить, чем мы будем сегодня заниматься? (Дети делают предположения.) Дети, мы с вами будем сегодня изучать свойства воды.
Опыт 1 – прозрачность.
Перед каждым ребенком стоит два стакана. В одном стакане — молоко, в другом — вода.
— Дети, что налито в каждом стакане? (Дети отвечают.) Положите в каждый стакан камушек. В каком стакане камень виден, а в каком – нет? Как вы думаете, почему? (Потому что вода прозрачная.)
Вывод: вода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Молоко в отличие от воды белое, непрозрачное, мутное, поэтому камень в стакане с молоком не виден.
— Отметим прозрачность воды таким символом!
К магнитной доске крепится условный символ.
Опыт 2 – способность отражения.
Перед воспитателем стоит тазик с водой.
— Приглашаю всех к моему столу. Что стоит на столе? Все загляните по очереди в него. Что вы там увидели? (Себя, свое лицо, отражение.) Где еще человек может увидеть свое отражение? (Зеркало, витрина магазина, стекло.)
— Значит, вода способна отражать так же, как и зеркало. Теперь давайте все вместе подуем на воду и опять посмотрим на свое отражение. Что изменилось? (Лицо стало плохо видно, отражение размытое.) Почему такое происходит? (Потому что поверхность воды, когда на нее дуешь, уже не такая гладкая, как в спокойном состоянии.)
Вывод: спокойная вода хорошо отражает предметы, а в неспокойной воде изображение нечеткое и плохо видно.
— Отметим это свойство воды таким символом.
Опыт 3 – растворимость.
Перед детьми стоят две миски: в одной — речной песок, в другой — сахарный песок.
— Возьмите ложки и положите одну ложку сахарного песка в воду, размешайте. Что случилось с сахарным песком? (Он растворился.) Какие еще вы знаете вещества, которые растворяются в воде? (Соль.)
— Теперь возьмите одну ложку речного песка и положите в другой стакан с водой, перемешайте. Что теперь случилось? (Вода стала мутная, а песок не растворился, он осел на дно.)
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.
— Отметим это свойство воды новым символом.
Опыт 4 – различные состояния воды.
— Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.
Воспитатель дает каждому ребенку в ладошку по кусочку льда.
— Скажите, что это? (Лед.) Какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? (Дед – это тоже вода, только замороженная.)
Воспитатель достает термос.
— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)
— Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)
— А теперь решите такую задачу. Как переместить воду из одной кружки в другую? (Ее надо перелить.) Почему вода переливается из одной кружки в другую? (Вода жидкая.)
Вывод: у воды есть три состояния:
- лед – твердая замороженная вода;
- пар – сильно нагретая вода, парообразная;
- жидкая – обычная вода.
— Обозначим все это еще одним символом.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия.
— Ребята, какие свойства воды мы сегодня изучали в нашей лаборатории? Что мы нового узнали?
— Молодцы, дети! Мы сегодня отлично поработали, провели эксперименты, а сейчас наша лаборатория закрывается.
Автор — Наталия Титова, воспитатель.