ребенок в детском саду

Автор – воспитатель ДОУ №36 г.Юрга, Васенёва Ольга Эдуардовна.

Проблема развития речи дошкольников в последнее время обострилась в большей степени. Связано это с тем, что многие современные родители не в силах уделять ребенку достаточного внимания, дети все больше времени предоставлены сами себе, играя за компьютером или с другими игрушками.

РЕЧЬ РЕБЕНКА РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ, КОТОРОЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В СОВМЕСТНЫХ ИГРАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Также большая ответственность за развитие речи ребенка ложится на работников дошкольного учреждения, ведь малыш с ними проводит немало времени. Каждый сотрудник детского сада должен понимать это и прежде всего, следить за своей речью.

Речь должна быть грамотной и четкой, произношение всех звуковых форм языка – правильным.

Развитие речи в детском саду осуществляется не только на занятиях, но и в совместной деятельности детей с воспитателем и со сверстниками, поэтому воспитателю важно включать в планирование работы игры для развития речи. Это могут быть всевозможные загадки, скороговорки, игры НАОБОРОТ, СКАЖИ ЛАСКОВО и др.

Для детей, посещающих вторую младшую группу (3-4 года), можно предложить следующие игры по развитию речи.

Дидактическая игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК:

Для проведения этой игры воспитателю потребуется красивый мешочек, фрукты и овощи, мягкая игрушка зайчика.

Ход игры

Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с гостем – Зайкой и говорит, что зайчик пришел не с пустыми руками, а с угощением (демонстрирует мешочек с фруктами и овощами). Дети по очереди достают из мешочка предмет, произнося его название и некоторые признаки, а воспитатель может помогать наводящими вопросами: — Что это?, Какое?

После того, как все предметы из мешочка будут в руках у детей, воспитатель просит сложить их опять в тот же мешочек и предлагает новое задание: — Я буду брать в мешочке предмет и описывать его, но показывать вам его не буду, вы должны сами угадать, что у меня в руке.

Например, воспитатель в руке держит морковь, не извлекая ее из мешочка, говорит детям: — Она длинная и красная. Что это?.

Аналогичная операция осуществляется со всеми фруктами и овощами из мешочка.

Данная игра способствует пополнению детского словарного запаса, а также ориентирует детей на правильное употребление рода и падежа.

Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК может проводиться в различных вариациях (Загадочный сундучок, Волшебная корзинка и т.д.), ее можно использовать хоть каждый день и детям она не надоедает, если менять сказочного гостя и содержимое «мешочка».

Учить детей правильно использовать в своей обиходной речи предлоги, поможет игра ПРЯТКИ.

Для проведения данной игры можно использовать любые предметы и игрушки, которые есть у вас под рукой. К примеру, игрушки: мишка, мышка и грузовик.

Ход игры

Воспитатель «приводит» детям в гости Мишку и Мышку и предлагает детям поразвлечься с ними, поиграв в прятки. Говорим детям, что Мишка будет водить, а мышонок будет прятаться. Воспитатель предлагает детям закрыть на время глаза и усаживает мышонка на машину. Дети открывают глаза и помогают Мишке отыскать мышонка, называя при этом место, где он находиться (на машине, в кабине, под кузовом и пр.).

Данная игра хороша тем, что не требует специальной подготовки к ней и может быть организованна совершенно спонтанно, ее можно проводить на любом занятии в качестве физминутки, а также в часы досуга и совместной деятельности.

Еще одна отличная игра, не требующая специальной подготовки и очень интересная для детей – ТЕРЕМОК.

Для проведения игры можно использовать теремок в любом виде (палатка, нарисованный теремок, построенный из стульчиков или кубиков и т.д.) и любые детские игрушки.

Воспитатель берет на себя роль первого поселившегося в теремок, а детям предлагает взять на себя роль любой выбранной ими игрушки.

Ход игры

Дети по очереди просят пустить их пожить в теремок, а воспитатель просит описать их игрушку, получается следующий диалог:

Ребенок: Кто-кто в теремочке живет?
Воспитатель: Я зайчишка-трусишка, а ты кто?
Ребенок: Я лисичка-сестричка.
Воспитатель: А ты какая?
Ребенок: Я рыжая, у меня длинный пушистый хвост. А еще я хитрая.
Воспитатель: Заходи – будем вместе жить.

Аналогично к теремку подходят все дети.

Такая игра не вызывает у детей привыкания и долгое время им не наскучит. Она интересна детям тем, что в любимой известной сказке появляются каждый раз новые герои в их собственном исполнении.

Игры, перечисленные выше, разнообразят работу любого воспитателя и сделают пребывание детей в детском саду более интересным и увлекательным. Данные игры можно применять в работе не только с детьми младшего дошкольного возраста, но и с детьми постарше. Достаточно лишь дать детям большей свободы в действиях, пусть они активно проявляют инициативу.

Если в младшей группе воспитатель берет на себя ведущую роль, то в средней и старшей он может взять роль второстепенную, отдав ведущую ребенку. А в подготовительной группе, и вовсе, воспитатель может выступать в роли наблюдателя, доверив организацию игры более инициативным детям.

РАБОТАЯ НАД РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ОСТАВЛЯТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ.

Родителей необходимо консультировать о значении живого общения родителей с ребенком в развитии речи. Воспитатель должен предоставить родителям информацию во всевозможных вариациях (консультации, родительские собрания, буклеты, листовки, дни открытых дверей и пр.), о существовании простых и доступных каждому игр для развития речи. Ведь многие из них, например такие как НАЗОВИ ДЕТЕНЫША, ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ и др., может организовать любой родитель в любом месте: в общественном транспорте, в собственном автомобиле, по дороге в детский сад, качая малыша на качели, да где угодно.

Главная задача работников детских садов — уделять максимальное внимание развитию речи своих воспитанников и нацеливать на это их родителей.