Мероприятие подготовила физинструктор высшей категории Ершова О. А., ДУЗ № 91, г. Севастополь.
Туристический поход по детскому саду проводится для того, чтобы:
- Закреплять расширенное представление детей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.
- Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
- Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.
- Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям удовольствие.
Предварительная работа для занятия в детском саду:
- Закрепить правила по ОБЖД.
- Повторить правила поведения в природе.
- Разучить речевки, пословицы и поговорки о здоровье.
- Разучить подвижные игры в детском саду, эстафеты.
Туристический поход по детскому саду проводится осенью, в первой половине дня. Форма: спортивная, по сезону.
Участники: дети 5 и 6 года жизни, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
Ход занятия в детском саду
Ведущий:
— Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
А поход наш не простой,
Слёт туристов — вот какой!
С вами мы сейчас не дети,
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно,
Всё преодолеем на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесёт.
В поход пойдут команды:
- «Молния»,
- «Тигрята»,
- «Солнышко»,
- «Туристы»,
- «Жуки».
Команды проводят приветствие речевками.
Команда «Жуки»:
— Мы подвижные жуки:
Две ноги и две руки.
Мы на месте не сидим —
Тут и там мы победим!
Команда «Солнышко»:
— Солнце светит
Ярко-ярко!
Нам от солнца
Жарко-жарко!
Солнышко, сильнее грей.
Воду в речке нам согрей!
Солнце, воздух и вода
С ними здорово всегда!
Команда «Тигрята»:
— Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем!
Мы поем, рисуем, пляшем!
Команда «Туристы»:
— Кто шагает с рюкзаком?
— Мы, туристы!
— Кто со скукой не знаком?
— Мы, туристы!
— Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Команда «Молния»:
— Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
— Песню, ложку и рюкзак!
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай!
Будь здоров!
Всегда здоров!
Наши лучшие друзья!
Солнце, воздух и вода.
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья!
Ведущий: – Прежде чем соревноваться, надо обязательно размяться.
Проводится разминка «Солнышко лучистое».
Ведущий: — Молодцы! Тренировку провели вы очень ловко. К походу готовы?!
Дети: — Готовы!
Ведущий: — Молодцы. Отправляемся в поход. Каждая команда пойдет по своему маршруту.
Капитаны команд получают маршрутный лист. Начинается путешествие по станциям.
Станция УГОЛОК ТУРИСТА
Навстречу выходит Лиса.
Лиса:
— Я хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
И зовут меня Лиса!
Ведущий: — Здравствуй, Лиса!
Лиса: — Здравствуйте, туристы. А вы знаете, какие вещи нужно взять в поход?
Дети: — Да!
Лиса: — Сейчас проверим. Давайте соберем в рюкзак все самое необходимое. Главное правило туриста — в поход нужно брать не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя обойтись.
Команды приглашаются на старт.
Проводится игра «Что в походе пригодится?».
Для детей младшего дошкольного возраста:
Ребенок берет необходимый предмет, бежит по прямой два метра и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.
Для детей старшего дошкольного возраста:
Выбирают двух участников. Перед ними лежат предметы, необходимые для похода, и совершенно ненужные (консервы, кружки, ложки, сок, игрушки). По команде Лисы дети собирают в рюкзак только необходимые для похода предметы.
Проводится эстафета «Кто быстрее?».
Дети стоят в колоннах за линией старта. У старта лежит обруч с предметами, которые необходимы в походе — консервы, кружки, ложки, сок. Ребенок берет необходимый предмет, обегает три ограничителя «змейкой», расположенные на расстоянии двух метров, и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.
Лиса: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.
Станция МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ «ДА!»
Доктор Пилюлькин: — Дети, здравствуйте! Я знаю, что вы хотите быть самыми здоровыми на свете. Для вас я приготовил задания и игру. За правильное выполнение каждого задания я вам даю листочек. У какой команды их будет больше, та и победит.
Задания от Доктора Пилюлькина.
Доктор задает детям вопросы:
- Что такое здоровье? — Сила, ум, красота, счастье.
- Что надо делать, чтобы быть здоровым? — Закаляться, выполнять режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, проветривать помещение.
- Как надо помогать здоровью? — Беречь зрение и не сидеть долго у телевизора, компьютера, следить за осанкой, осторожно переходить улицу.
- Какие грибы съедобные, а какие нет? (На столе перед Доктором Пилюлькиным лежат карточки, на которых изображены грибы. На одну доску дети должны прикрепить магнитом съедобные грибы, на другую — несъедобные).
Доктор Пилюлькин: — Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Самый ловкий».
Проводится игра «Самый ловкий».
По кругу разложены грибы. Их на несколько штук меньше, чем участников. По сигналу дети начинают движение по кругу, по второму сигналу — быстро берут один гриб. Кто не успел взять гриб, выходит из игры. Ведущий убирает постепенно несколько грибов. Игра продолжается, пока не останется несколько участников — самых ловких.
Доктор Пилюлькин: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.
Станция ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
Баба-Яга: — Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли? А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!
Воспитатель: — Мы не всякие, мы туристы!
Баба-Яга: — Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её. А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!
Воспитатель: — Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.
Баба-Яга: — А это мы сейчас проверим.
Экологические знаки.
Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков:
- Не топчи цветы, траву.
- Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.
- Не кричи, не включай громкую музыку.
- Не рви паутинки.
- Не ломай ветки деревьев.
- Не разоряй гнёзда птиц.
Баба-Яга: — А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?
Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор».
Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.
Баба-Яга:
— Я скажу вам от души —
Все ребята хороши!
Очистили мне полянку.
— Посмотрите на этот костер. Правильно ли его подготовили предыдущие дети? Чего не хватает?
Проводится конкурс «Обложи костер камнями».
Баба-Яга: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.
Станция ВЕСЕЛАЯ ТРОПИНКА
Для детей младшего дошкольного возраста:
Дети идут парами по тропинке. По сигналу «дерево» останавливаются, держась за руки поднимают их вверх и слегка отходят друг от друга, образуя туннель. Последняя пара в колонне пробегает под поднятыми руками детей и встаёт впереди колонны.
Такое задание выполняет каждая пара. Когда все пары пробегут и встанут на свои места, ходьба продолжается.
Для детей старшего дошкольного возраста:
Задание для детей не отличается от группы детей младшего дошкольного возраста. Добавляется только сигнал «кочка». По сигналу «кочка» дети останавливаются. Держась за руки, отходят друг от друга на вытянутые руки и присаживаются на корточки, делая кочку. Последняя пара перешагивает через все кочки, присаживаясь впереди колонны, делает такую же кочку. То же самое выполняют все пары друг за другом.
Игра заканчивается, как только первая пара возвращается вперёд на своё место.
Станция ТУРИСТИЧЕСКАЯ
Лесовичок: — Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне пешком. А знаете ли вы, на чем еще можно путешествовать? Какие виды туризма существуют?
Дети: — Водный, конный, лыжный, автомобильный.
Лесовичок: — Правильно! Только во время путешествий вас могут подстерегать опасности, а вы должны знать, как можно помочь себе и другим.
Лесовичок задает командам вопросы. За каждый правильный ответ команда награждается листочком.
Задания на знание правил поведения в лесу:
- Если ты в лесу поцарапался, а йода или зеленки с собой нет, то чем ты можешь смазать царапину?
- Если тебя укусила оса, что ты будешь делать? — Нужно вытащить жало, смазать место укуса мылом.
- Если ты сильно разбил коленку, что ты будешь делать? — Нужно промыть рану, обработать ее, перевязать бинтом.
- Если ты обнаружил на своем теле клеща, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослому, смазать кожу маслом и, когда клещ начнет выбираться из-под кожи, нужно его аккуратно вытащить иголкой, обратиться к врачу.
Собираясь в лес на природу помни о правилах безопасности:
- Надевай одежду, которая плотно облегает твое тело.
- Кофта должна быть обязательно заправлена в брюки, на голове косынка, капюшон, кепка.
- Вернувшись из леса, сразу осмотри свое тело. Лучше всего видно присосавшегося клеща на солнце. Обнаружив на своем теле клеща, немедленно сообщи об этом взрослому — сам ты не справишься с этой проблемой.
- Если ты загнал под кожу занозу, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослом, обработать иголку спиртом и вытащить занозу иголкой.
- Что делать, если ты ударился головой и набил шишкой? — Нужно приложить что-нибудь холодное: холодную ложку, платок, смоченный в холодной воде, мокрую газету.
- Что делать, если тебя покусали комары? — Нужно укусы смазать рапой — соленой водой. Это поможет уменьшить зуд.
- Что делать, если в лесу ты встретил дикого зверя? — Нельзя убегать. Лучше всего замереть, тогда зверь пойдет своей дорогой. Если зверь собрался на тебя напасть, позови на помощь взрослого, забирайся на дерево.
Лесовичок: — Я хочу сегодня предложить покататься на лошадях. Как будет называться этот вид туризма?
Проводится эстафета «Конный туризм».
Дети скачут прямым галопом наперегонки парами до ориентира и обратно.
Лесовичок: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.
Станция ПРИВАЛ или ЗАГАДОЧНАЯ
Бабушка-загадушка: — Здравствуйте, ребята! Я вам буду загадывать загадки и за каждый правильный ответ давать листочек.
Бабушка загадывает детям загадки.
Бабушка-загадушка: — А сейчас, кто мне расскажет пословицы о здоровье и спорте, тому я вручу листочек.
— Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.
Станция ПЕРЕПРАВА
Петрушка:
— Я вас приветствую друзья!
Петрушкой я зовусь.
Люблю в походы ходить я
И вас с собой возьму.
— Хотите? Вот вам задание: необходимо с помощью скейта и каната осуществить переправу. Кто быстрее переправится, тот и выиграл.
Проводится эстафета «Переправа».
Дети делятся на две команды. Перед ними разложены обручи на расстоянии друг от друга. Первые в колонне берут первый обруч в руки, надевают его на себя сверху и выходят из обруча. Затем подходят ко второму обручу и пролезают в него сверху и так далее. Затем садятся на скейт, кладут на него ноги, берутся за веревку, привязанную к лестнице, и продвигаются вперед до ориентира, затем возвращают скейт на место, а сами садятся на скамью.
Как только участник садится на скейт, в обручи пролезает следующий участник.
После эстафеты проводится построение вокруг клумбы.
Ведущий:
— Мы в поход сходили,
Стали все друзья.
И теперь все знают —
Нам ссориться нельзя!
— Мы предлагаем вам веселый танец «Вперед четыре шага».
Дети танцуют танец «Вперед четыре шага».
Ведущий: — Этот день еще мы долго вместе будем вспоминать, и на память о нем мы хотим вручить вам вымпела и награды.
Детям вручают вымпелы и сладкие призы.
_______________
Для проведения спортивных праздников в детском саду вам понадобиться детский спортивный инвентарь. По невысоким ценам его можно заблаговременно приобрести в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru