Занятие «Мой дом. Мебель» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок».
Составители:
- учитель-логопед КУЗИНА Светлана Борисовна,
- музыкальный руководитель НИКИТУШИНА Любовь Валерьевна,
МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.
Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.
1. Оргмомент.
- Ходьба и бег с кубиками.
В конце дети строят теремок из кубиков. Под песню «Стройка» Г.Силиной
- Упражнение «Теремок» (на координацию речи с движениями).
Стоит в поле теремок, теремок. (Поднять руки над головой, кончики пальцев правой руки соединить с кончиками пальцев левой, образуя «крышу»)
Он не низок, не высок, не высок. (Присесть, затем встать)
На двери висит замок, да замок.
Кто бы тот замок открыть нам помог? (Сильно сцепить пальцы «в замок» перед собой)
Слева зайка, справа мишка, (Кивать головою влево-вправо)
Отодвиньте-ка задвижку! (Тянуть руки в стороны, не размыкая пальцев)
Слева ёжик, справа волк. (Кивать головою влево-вправо)
Открывают теремок, теремок. (Развести руки в стороны)
2. Знакомство с темой.
3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
Мимическое упражнение:
- Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
- Выразить удивление: «Какой высокий небоскрёб!». Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж.
- Выразить состояние радости. Переехали в новую квартиру: «Ура! Ура! Ура!».
Артикуляционная гимнастика:
- «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
- «Красим стены». Рот открыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем – нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
- «Красим потолок». Кончиком языка проводить по нёбу – от мягкого нёба до верхних зубов.
- «Укладываем ламинат». Распластать язык на дне ротовой полости.
Дыхательное упражнение «Носиком дышу свободно».
Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя.
Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише — громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Вдохи всем телом после каждой строки.
4. Упражнение на развитие чувства ритма. Ритмические карточки с изображением мебели.
5. Слушание песни «Строим дом» (М. Красева).
6. ПГ «Наша квартира» (Н. Нищева).
Упражнения направлено на развитие мелкой моторики, слухового внимания, грамматического строя.
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки как резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальцу. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.
7. Пение «Стул».
Взято из «Логопедические распевки», Гавришева, Нищева, стр. 19.
8. Подвижная игра «Займи место» (со стульчиками).
Игра проводится под русскую народную мелодую «Праздник каждый день».
9. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (Н. Нищева).
Игра направлена на развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных
Костя в комнату вошел
И поставил сок на … (стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки в … (буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла со … (стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика из … (шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля под … (диван).
На портрете – Аня с бантом,
А портрет тот над … (сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал из-под … (дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет на … (кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть на … (стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы в … (кресле).
10. Релаксация «Дерево» — упражнение на снятие мышечного напряжения.
— Всю вышеперечисленную мебель делают из дерева, поэтому мы с вами сейчас будем деревьями.
Дерево кончается (Дети поднимают руки вверх)
Где-то в облаках,
Облака качаются (Качают поднятыми руками)
На его руках.
Эти руки сильные (Движения качания усиливаются, корпус сгибается вправо-влево)
Рвутся в вышину.
Держат небо синее
Звезды и луну.
После окончания текста все занимают исходное положение.