ребенок в детском саду

букварь

Автор — В.В. Тараканникова.

Наблюдения за взаимоот­ношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не оказывают им должного внимания. Именно это и явилось мотивом для создания и реали­зации проекта «Гласные — пре­красные».

Участниками проекта стали дети подготовительной группы (6—7 лет) с тяжелыми нарушения­ми речи, их родители, учитель-логопед.

Проект направлен на социально-коммуникативное и ре­чевое развитие детей. Он носит краткосрочный характер — про­ект недели. Проблема позволи­ла определить следующие цели и задачи проекта.

Цели:

  • Обратить внимание родите­лей на речевые проблемы детей.
  • Показать некоторые вариан­ты помощи детям в совместной деятельности родителей и детей.

Задачи:

  • Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совмест­ную деятельность.
  • Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, творческое во­ображение на материале глас­ных звуков.
  • Совершенствовать навык зву­кослогового анализа и синтеза.
  • Закрепить образы гласных букв.
  • Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
  • Воспитывать доброжелатель­ность, умение выслушивать до конца ответы других.

Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:

  • Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»
  • Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные»
  • Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».
  • Подборка стихов о гласных буквах «Читаем сами»
  • Рукотворный альбом «Все они гласные»

Этапы создания проекта:

Подготовительный этап:

  • планирование работы;
  • подбор методического материала;
  • подбор игр и материалов для продуктивного этапа.

Основной этап:

  • проведение конкурса «Веселые стихи о гласных»;
  • создание рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
  • создание подборки стихов о гласных буквах;
  • проведение дидактических игр для знакомства с гласными звуками и буквами.

Итоги проекта:

  • проведение логопедической игры-путешествия «В гостях у Пиши-Читая»;
  • выпуск рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
  • оформление выставки работ родителей с детьми «Они такие разные, но все они гласные»;
  • альбом стихов о гласных буквах.

Три дня недели были отведены на обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах в различ­ных дидактических играх и упражне­ниях. Каждый из этих дней был от­веден двум звукам и буквам: поне­дельник — А, Э, вторник — О, У, чет­верг — И, Ы. В среду организова­ли выставку гласных букв сделанных из различных материалов детьми и родителями «Они такие разные, но все они гласные». Ни одна из букв не была похожа на другую. Родители с детьми ярко проявили свои творче­ские способности: были буквы из пе­нопласта, компьютерных дисков, сан­технических деталей, пазлов и мно­гих других материалов. Каждый из де­тей рассказал, из чего сделана бук­ва, с кем ее делали и как.

Провели конкурс чтецов «Веселые стихи про гласные буквы». Дети выбрали ша­почки с буквами, о которых они чи­тают стихи. Часть детей рассказала стихи, которые были выучены на за­нятиях, некоторые подобрали и раз­учили веселые стихи о гласных с ро­дителями. После проведения конкурса была создана подборка (картоте­ка) стихов о гласных буквах (см. при­ложение 1), оформленная совместно с детьми в виде рукотворной книги. На выставку и конкурс были пригла­шены родители, которые смогли по­смотреть на своих детей со сторо­ны, прислушаться к их речи, заме­тить проблемы своих детей.

В пятницу был проведена логопе­дическая игра-путешествие с исполь­зованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая», которая яви­лась итогом проекта. В ходе путеше­ствия по Стране гласных дети с боль­шим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на фор­мирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Ро­дители, которые смогли принять уча­стие в игре-путешествии, увидели, как с помощью различных дидактических игр помочь преодолеть речевые про­блемы своим детям и подготовить их к успешному обучению в школе.

По­сле игры-путешествия некоторые из них отметили, что в большинство игр они смогут играть с детьми на прогу­лах, по дороге в детский сад, в транс­порте (см. приложение 2).

Понедельник

  • Дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической сто­роны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
  • Звуки и буквы А, Э. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Вторник:

  • Дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической сто­роны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
  • Звуки и буквы О, У. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Среда:

  • Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв).
  • Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах».
  • Созда­ние картотеки стихов о гласных буквах.

Четверг:

  • Дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
  • Звуки и буквы Ы, И. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные».

Пятница:

  • Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая» с использованием мультимедийной презентации.

Таким образом, краткосрочный про­ект достиг своих основных целей: ро­дители увидели проблемы своих де­тей, получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направ­ленные на их преодоление, выказали желание использовать их.

Приложение 1: Картотека стихов о гласных буквах

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С. Маршак

Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!
А. Шибаев

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан

Над лугами в синеве
Пролетает буква «Э».
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов

Вот зигзагом буква «И» —
Будто молния, гляди.
Ира в игры не играла,
Ира «И» в словах искала.
С. Иванов

Утром рано у реки
Удят рыбу рыбаки.
Коль улов — не чепуха,
Будет вкусная уха.
Л. Слуцкая

«Эге-гей!» — крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру

Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.
А. Манфиш

Посмотри на колесо —
И увидишь букву «О».
А. Шибаев

«А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Г. Виеру

Аист нес в авоське алой:
Азбуку для Ани с Аллой,
Абажур, альбом — Алисе,
Алычу, арбуз — Анфисе.
Т. Маршаллова

На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
А вот шагает буква «Ы».
Без «Ы» не выучитесь вы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» —
Все мы знать ее должны.
В. Степанов

Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев

Приложение 2: Конспект логопедической игры-путешествия с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая»

Цель: формировать фонети­ко-фонематическую сторону речи детей.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о глас­ных звуках, их артикуляции и зву­чании.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображе­ние на материале гласных звуков.
  • Совершенствовать навык зву­кослогового анализа и синтеза.
  • Закрепить образы гласных букв.
  • Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
  • Воспитывать доброжелатель­ность, умение выслушивать до конца ответы других.

Материалы и оборудование:

  • кар­та Страны гласных,
  • мультимедийная презентация «В гостях у Пиши-читая» и оборудование для ее демонстра­ции;
  • гласные буквы, прикрепляющие­ся к карте;
  • булочки в виде гласных букв для сюрприза;
  • «волшебный ме­шочек» с буквами, физкультурные палки и обручи, листы со словами из трех букв, в которых пропуще­ны гласные.

План проведения логопедической игры-путешествия

1. Создание мотивиру­ющей ситуации

— Ребята, сегодня пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.

Обращение Пиши-Читая: «Злая и вредная Опечатка решила всем навре­дить. Она стерла с карты Страны гласных все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Помогите мне найти гласные и восстановить карту Страны гласных».

Пиши-Читай: «Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту».

В ходе игры дети выполняют задания Пиши-Читая, получают гласные буквы и прикрепляют их на карту Страны гласных

Слайд 1. Песенка Пиши-Читая.
Слайд 2. Обращение Пиши-Читая с просьбой о помощи.
Слайд 3. Слова с пропущенными буквами: м…к, к…т, л…сь.
Слайд 4. Карта Страны гласных без гласных

2. Игра «Веришь — не веришь»

Ответы на вопросы. Вопросы для детей:

— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим?
— Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим?
— Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды?
— Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]?
— Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука?
— Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды?
— Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?

Вопросы для присутствующих родителей и педагогов:

— Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков?
— Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?
— Верите ли вы, что в слове «елка» два гласных звука — [о] и [а]?
— Верите ли вы, что в слове «юла» два гласных звука — [йу] и [а]?

— Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту

3. Игра «Живые звуки»

— Замените в слове «бык» гласную «Ы» на «О». Какое слово получилось?

Далее — по аналогии.

Бык — бок — бак — бук.
Дым — дом.
Эхо — ухо (И т. п.)

— Молодцы, справились еще с одним заданием! Вот и эта буква — «О». Прикрепите ее на карту

4. Игра «„Волшебный ме­шочек“ с гласными бук­вами»

Узнавание гласных букв на ощупь и подбор слов, которые будут пи­саться с этой буквы.

— Молодцы. Вот ее то и спрятала Опечатка. При­крепите букву «j».

5. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку

Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква «О» — замри!

Слайд 5. Звучит веселая музыка

6. Игра «Путаница»

Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.

— Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, сло­ва. (Астра.)
— Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
— Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором ме­сте. (Розы.)
— Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] на­ходится на втором месте. (Кот.)
— Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии кото­рой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
— Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
— Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на вто­ром месте. (Дуб.)
— Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
— Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
— Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)

— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Вот и последняя буква с нашей карты — «Ы». Прикрепите ее к карте

Слайд 6. Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка

7. Игра «Вылечи слова»

— Ребята, Опечатка забрала гласные буквы, но часть их мы уже нашли и сможем вылечить слова. Вылечить их можно, если вместо точек вста­вить гласную букву, так чтобы получилось слово.

М…к, с…к, к…ст, т…рт, л…сь, с…ль и т. п.

Часть слов предложить взрослым («Помощь зала»).

— С этим занятием вы справились. Вот и буква «И»

8. Выкладывание гласных букв из физкультурных па­лок и обручей

— Что же это сделала Опечатка! Все буквы разобрала на палочки и кру­жочки. Припомните, какие гласные буквы можно собрать из этих ча­стей. Соберите. Вот и буква «Э». Прикрепите ее на карту

9. Подведение итогов игры. Сюрпризный мо­мент

Пиши-Читай: «Все буквы вы собрали на карте Страны гласных. Не уда­лось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечат­ку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала. По­смотрите внимательно, что появилось в группе нового?»

— Вот и сюрприз Пиши-Читая. На что похожи эти булочки? (На гласные буквы)

Слайд 7. Карта Страны гласных со всеми буквами.
Слайд 8. Благодарность Пиши­ читая. Информация о сюрпризе

Литература:

1. Программы дошкольных об­ разовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филиче­ва Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. — М., 2010.
2. Программа воспитания и об­учения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.:, 2009.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронталь­ные логопедические заня­тия в подготовительной груп­пе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопе­дов. — М., 1998.
4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.
5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Ме­тодическое пособие. — СПб., 1999.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недо­развития речи у детей дошкольного возраста: практическое по­собие. — М., 2008.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, январь 2015.