Здравствуйте! Ситуация такая: я работаю воспитателем подготовительной группы компенсирующей направленности. Группу посещают дети с речевыми нарушениями. Занимаемся мы по программе подготовительной группы. Когда формировали группу, то приняли 4 ребенка, которые только – что освоили программу средней группы. То есть, эти дети перескочили и потеряли один год обучения. Перевели с расчетом, что эти дети будут 2 года посещать логопедическую группу.
Проблема в том, что у одного из этих воспитанников серьезные психологические проблемы. Ребенок агрессивный, не способен усваивать программу и очень мешает детям на занятиях. Мы пробовали разговаривать с матерью, но она ведёт себя неадекватно.
Все проблемы идут из семьи: ребенку не хватает родительской любви, мать ребенка постоянно на него кричит (были свидетелями этого), ребенок боится матери (со слов ребенка). У меня вопрос: может ли администрация детского сада перевести ребенка обратно в ту группу, которую он посещал. Ведь остальные воспитанники страдают и не могут в полной мере получать знания. Группа логопедическая – дети нуждаются в корректировке речевых нарушений, а это ежедневная работа, которую у нас не получается выполнять в полной мере. Владлен.
Ответ: из Вашего вопроса не совсем ясно:
— на каком основании «дети перескочили и потеряли один год обучения» (?);
— если 4 ребенка перевели для посещения логопедической группы, то на это были медицинские предпосылки (рекомендации ПМПК, педиатра, дефектолога и пр.), какие (?);
— в другой (нелогопедической) группе этот «неудобный» ребеночек получит необходимое ему индивидуальное коррекционное образование (?).
Поэтому в Вашем случае нельзя дать точную оценку необходимости обратного перевода «неудобного» для других ребеночка.
Но с правовой точки зрения стоит отметить, что условия перевода в Вашей ситуации конкретно не установлены в силу индивидуальных особенностей образования каждого дошкольника.
По данному поводу следует указать на нормы:
— ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой педагогический работник обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
— пункта 1.10. САНПИН 2.4.1.3049-13: «Количество и соотношение возрастных групп в ДОО компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников»;
— пункта 10.1. САНПИН 2.4.1.3049-13: «Для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы».
То есть, в Вашем случае изначально должны были оцениваться все плюсы и минусы перевода «неудобного» ребеночка в логопедическую группу с учетом сообщений (рекомендаций, диагноза и пр.) медорганизации.
Поэтому для обратного перевода «неудобного» ребеночка в нелогопедическую группу необходимо доказать отсутствие у него недостатков в физическом (психическом) развитии, отсутствие необходимости его обучения в коррекционной группе, которые может установить компетентный врач. При наличии заключения соответствующего врача (рекомендации ПМПК) об отсутствии необходимости проведения квалифицированной коррекции недостатков в развитии ребеночка, такой воспитанник переводится из группы компенсирующей направленности в группу общеразвивающей направленности.
Владимир Коржов, юрист.