Рубрика — Детская психология
Вопрос: Добрый день. Нам недавно исполнилося 4 года. У ребенка проблемы с речью, окончания слов не выговаривает. Уже полгода ходим к логопеду, прогресс налицо. Но нужно продолжать занятия. Ребенок до сего момента ходил с вообдушевлением. А тут пришел и говорит:
— Я больше не пойду к логопеду, я уже взрослый, уже выучил все, что мне надо.
Я ему объясняю, что то, что он выговаривает букву «р» — это еще полдела, нужно другие звуки отработать, так как другие люди и дети его не понимают. А он все твердит на своем:
— Я взрослый, я уже все умею, больше мне ничего не надо.
Соответственно, ходить к логопеду не хочет. Что делать в этой ситуации? Евгения
Зиновьева Екатерина, психолог детского Монтессори центра СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте, Евгения. Причин отказываться от занятий с логопедом у вашего сына может быть несколько. Давайте попробуем порассуждать, что могло стать причиной сложившейся ситуации.
Если в течение полугода ребёнок занимался с логопедом с удовольствием, ему всё нравилось и вдруг он резко решил прекратить занятия, можно предположить, что
в последнее время между логопедом и вашим сыном могла возникнуть какая-либо конфликтная ситуация.
Лучше всего спросите об этом у сына. Возможно, что-то произошло на занятии, логопед сказал что-то, что задело его. Узнайте у него, почему мальчик не хочет к нему идти. Можете поговорить и с самим логопедом. С чем, на его взгляд, может быть связан отказ ребёнка от занятий?
Если проблема действительно в их взаимоотношениях, обсудите сложившуюся ситуацию и попробуйте вместе найти пути решения конфликта. Хороший контакт между логопедом и ребёнком очень влияет на эффективность занятий. Если конфликт серьёзный и трудно разрешимый, вы можете предложить сыну продолжить занятия с другим специалистом.
Возможен и другой вариант:
Ваш сын мог просто устать от занятий.
Полгода работы с логопедом – это довольно длительный срок. Тем более, вы говорите, что они проделали большую работу и достигли хороших результатов. Вполне вероятно, вашему сыну нужен перерыв, чтобы отдохнуть. В таком случае попробуйте взять паузу. Никаких ухудшений речи, скорее всего, не произойдет, зато через некоторое время мальчик будет готов с новыми силами взяться за работу над следующими звуками.
Отказ от занятий с логопедом может быть также следствием каких-то внутренних переживаний ребёнка, вызванных, к примеру, сложностями в общении со сверстниками.
В такой ситуации ваше участие и внимание ему необходимо. Поговорите с сыном о ситуациях, которые его расстраивают, попробуйте понять, что он чувствует. Ваше участие даст ему ощущение защищённости, опоры, уверенности в вашей поддержке.
Если сложности связаны с тем, что ребята плохо понимают, что он говорит, порассуждайте вместе с ним, что можно сделать, чтобы отношения наладились. Скорее всего, он сам придет к мысли, что занятия в детском саду с логопедом помогают ему лучше говорить и, соответственно, легче общаться с ребятами. Важно, чтобы он сам понимал, зачем ему заниматься и какая ему от этого польза.
Проблемы в общении могут быть и не связаны с речью, но, тем не менее, оказывать сильное влияние на настроение ребёнка, его внутреннее состояние. Как следствие этого, он может отказываться от привычных занятий, быть грустным, подавленным, нерешительным. В таком случае важно понять причины этих трудностей и работать с ними.
Если ваш сын отказывается от занятий с логопедом действительно из-за каких-то внутренних переживаний, напишите об этом. Мы попробуем вместе с вами в этом разобраться. Удачи вам.
_______________________
Читать также: