ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №48 «СОВУШКА»

ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ» для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Захарчук У.Г.

Смоленск, 2020 г.

Аннотация игрового пособия

Игровое пособие «Веселый Карандаш» предназначено для коррекционной работы по автоматизации звуков и формирования лексико-грамматических средств речи при этом максимально активизируя речь ребенка. Одной из задач игрового пособия является развитие и удержание интереса к процессу автоматизации звуков и, как следствие, повышение результативности коррекционной работы.

Игровой материал представляет собой наборы карточек с картинками и карточки-схемы. Работая с картинным материалом пособия, дети запоминают предлагаемые слова, словосочетания с изучаемыми звуками, строят из них разнообразные предложения, отрабатывают грамматические категории. Все этапы автоматизации и дифференциации звуков проходят интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. Схемы привлекают простотой применения, и может использоваться как целиком, по отдельности, так и в виде различных конструкций на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Все задания объединены веселым персонажем – Веселым Карандашом.

Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей и родителей, желающих помочь детям овладеть правильной речью.

Цель пособия: автоматизация звуков на основе речевого материала с формированием грамматических категорий.

Задачи, которые решает пособие:

1.Коррекционно-образовательные задачи
( формирование лексико-грамматических средств речи (словоизменения), активизация и обогащение словарного запаса слов).

2. Коррекционно-развивающие задачи (автоматизация корректируемых звуков (в словах, словосочетаниях, предложениях), развитие фонематического процессов, развитие связной речи, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, творческое воображение).

3. Коррекционно-воспитательные (формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, контроль за собственной речью)

Дидактические материалы:

1. Демонстрационные:
— картинка с изображением Веселого Карандаша
— набор речевого материала с изображением картинок на корректируемые звуки (на основе картинных материалов: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.; Комаровой Л.А.; Михайловской Г.Е., Сахаровой Н.И.)

2. Раздаточные:
— наборы картинок с изображением корректируемого звука (по 8 картинок на каждый звук) (Приложение №2);
— карточки для обозначения единственного-множественного числа (Приложение №3);
— карточки для обозначения количества предметов (Приложение №4);
— карточки для обозначения Винительного падежа (Приложение №5);
— карточки для обозначения Родительного падежа (Приложение №6);
— карточки для обозначения Дательного падежа (Приложение №7);
— карточки для обозначения Творительного падежа (Приложение №8);
— карточки для обозначения Предложного падежа (Приложение №9).

Методические указания (алгоритм использования)

Последовательность работы по пособию «Веселый карандаш»

Педагог проводит работу по подготовке к постановке звука, постановку звука и автоматизацию в отдельных звуках и слогах.

Затем начинает упражнение по автоматизации звука, последовательно предлагая детям задания с учетом коррекционного этапа.

1) Ознакомление детей с картинным материалом.
Педагог предлагает рассматривать и назвать слова, контролируя правильное произнесение звуков.
Инструкция: «Мы с нашим Веселым Карандашом отправляемся в страну. Где живет звук…(корректируемый звук). Посмотри на картинки и назови, кто(что) же живет в этой стране.»

2) Образование множественного числа имен существительных.
Педагог раздает карточки с изображением одного и большего количества кружков.
Инструкция: «Веселый Карандаш» приготовил для вас карточки. Рассмотрите их: с одной стороны один кружок, а с другой – много. Это обозначает, что жителей страны со звуком… много. (например, лапы, лодки, и т. д.)

3) Составление словосочетаний (конструкция имя существительное + имя прилагательное)
Педагог раздает предметные картинки каждому ребенку и предлагает составить словосочетания, используя две картинки (одну картинку из раздаточного материала – имя прилагательное, а другую из изученного материала – имя существительное)

Инструкция: «Сегодня у каждого из вас будет своя волшебная страна. Посмотрите на картинку. У вас все жители будут особенные (Например, картинка, изображающая слово «белый»: белая лапа, белая лодка…и т.д.).

4) Составление словосочетаний (конструкция: имя существительное + числительное)
Педагог раздает карточки с изображением кружков от 1 до 5.
Инструкция: «Веселый Карандаш приготовил для вас новые карточки. Рассмотрите их: сколько кружков на ваших карточках? Столько жителей будет у вас. (например, три лапы, пять лодок и т.д.)

5) Изменение по падежам (конструкции с изменением по падежам)

На примере Винительного падежа

Педагог раздает карточки с изображением схемы Винительного падежа (ухо и глаз).
Инструкция: «Карандаш придумал веселую игру «Нелепицы и небылицы». Посмотрите на ваши карточки. Эта карточка означает: « я вижу…» и «я слышу…». Вы теперь всех жителей будете видеть или слышать! (Например, я вижу лапу, я слышу лодку, и т.д.)

Многофункциональность игрового пособия.

Данное игровое пособие можно использовать как в предлагаемом порядке прохождения игр, так и как часть занятия (Приложение №9), режимных моментов, игр в свободное время. Конструкции можно использовать самые разнообразные в зависимости от этапа коррекционной деятельности или речевого развития детей, не требующих коррекционного воздействия.

Примеры конструкций:
сущ. в ед. числе + прилаг.+ прилаг. (например, «белая, поломанная лодка»)
сущ. во мн. числе+ прилаг.+ прилаг. (например, «белые поломанные лодки»)
числит.+ прилаг.+ сущ. (например, «пять белых поломанных лодок»)
пад. форма+ сущ. + прилаг. (например, «Я любуюсь белой лодкой»)
пад. форма+ числит. + сущ. (например, «Я думаю о пяти лодках»)

Так же можно использовать в конструкциях слова их разных звуковых составляющих для дифференциации звуков.

Образовательный эффект.
Современный подход к использованию игровых технологий, как средства коррекции, для меня обусловлен тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, используя современные подходы к воспитанию и обучению детей с ОВЗ в условиях ДОУ, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка , но и на его развитие в целом.

Приложение 1
игра «Веселый карандаш»

Приложение 3
Карточки для обозначения единственного-множественного числа.

Приложение

Совместная образовательная деятельность взрослых и детей по коррекционной работе в подготовительной группе на тему: «В гостях у Веселого карандаша» учитель-логопед Захарчук У.Г.

Тема СОД, возраст «В гостях у Веселого карандаша» (подготовительная группа)

Первичные представления — постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях:[ Ш ] [Ж] [Л];
— дифференциация смешиваемых звуков в слогах;
-упражнение в использовании грамматических категорий (падежных форм);
-упражнение в составлении схем предложений.

Цель СОД Автоматизация шипящих звуков на материале грамматических заданий.

Оборудование Цветок с названиями заданий; карточки с игрой «4-лишний»; схемы предложений и картинный материал со :[ Ш ] [Ж]; дидактическая игра по дифференциации звуков «Подарки»; «Альбомы по развитию межполушарного взаимодействия у детей»

(Трясоруковой Т.П.),стр.30-31; дидактический комплекс «Веселый карандаш): схемы Предложного падежа «я думаю, о…», картинки в названии которых есть [ Ш ], презентация «Учим :[Ш]

Задачи Действия детей

Коррекционно-образовательные — Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию ранее поставленных шипящих звуков в речевой деятельности;
— совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, анализа предложений, навыки чтения предложений;
-совершенствовать формирование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции);
— совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с предлогом по схемам). Включаются в игровую ситуацию, сообща выполняют задания

Коррекционно-развивающие -развивать фонематические представления, просодическую сторону речи, речевой слух, общие речевые навыки;
— развивать слоговую структуру слов;
-развивать интегрированное межполушарное взаимодействие;
— развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
— развивать память, внимание. Рассматривают, классифицируют, рассуждают, рисуют.
Коррекционно-воспитательные — воспитывать чувство ответственности;
-воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности. Отвечают на вопросы, рассуждают, вместе выполняют задания.

Мотивационный Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает занять места на стульчиках.

Логопед: — Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим учиться правильно и красиво говорить. В этом нам поможет наш друг – Веселый карандаш. Он приготовил для вас интересные задания. Посмотрите, какой чудесный цветок с лепестками он принес. На каждом лепестке-задание. Каждый по очереди оторвет лепесток и прочитает название игры. Лепесток с паутинкой оторву я.

Логопед: — Чтобы нам легко было выполнять задания давайте подготовимся. (выполнение гимнастики с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и проговаривание слоговых рядов)
Логопед: — Вот мы и готовы. А теперь давайте поиграем! Отрывайте первый лепесток и читайте название игры.
Первая игра «Писатель» (составление предложений с предлогом по схемам).
Логопед: — Ребята, посмотрите внимательно на схемы на карточках и составьте предложения.(ответы детей)
Логопед: — Молодцы! А теперь выберите картинки, которые подошли бы к вашим схемам и придумайте новые предложения (ответы детей)
Логопед: — Отлично! Теперь давайте оторвем новый лепесток и прочитаем название игры.
Вторая игра «4-ый лишний» (развитие фонематических процессов)
Логопед: Я вам раздам карточки, а вы посмотрите и ответьте на вопрос: Какой предмет лишний и почему?(ответы детей).

Логопед: Молодцы! А сейчас я оторву лепесток и прочитаю задание.
Третья игра «Паутинка) (развитие межполушарного взаимодействия; динамическая пауза).
Логопед: Возьмите красный карандаш в правую руку, а синий в левую. На листке одновременно двумя руками нарисуй спиральки, которые будут служить паучку паутинкой. (рисование).
Логопед: Молодцы! А теперь давайте закроем глаза и представим, что на носу у вас кисточка. Нарисуйте ею паутинку в воздухе.

Логопед: Отлично! А сейчас мы поиграем с нашими паучками в игру «Муха-стрекоза-паутинка» (правила игры: дети сидят на стуле. По команде взрослого поднять вверх: «муха»- руки, «стрекоза»- ноги, « паутинка»- руки и ноги.)

Логопед: Очень хорошо отдохнули! Пора оторвать следующий лепесток.
Четвертая игра «Расскажи, о чем ты думаешь.» (автоматизация шипящих звуков на основе составления предложно-падежных конструкций).

Пришла очередь игры нашего Веселого карандаша. Возьмите карточки и картинки. При появлении картинки начало вашей фразы будет: «я думаю о…» А картинка , лежащая перед вами, подскажет жителем какой страны вы сегодня являетесь.(ответы детей).

Логопед: Отлично! И последний лепесток!
Пятая игра «Подарки» (дифференциация свистящих и шипящих звуков)
Логопед: Посмотрите, каким героям мы будем дарить подарки. Кто это?(ответы детей). Правильно, Совунье, мы будем дарить подарки ,в названье которых есть [С], А Шапокляк — [Ш]. (выполнение задания).
Логопед: Давайте проверим все ли подарки попали по адресу.
(ответы детей)

Рефлексивный этап Логопед: -Дети, давайте вспомним в какие игры мы с вами играли? (ответы детей)
Какая игра вам больше всего понравилась? Почему? (ответы детей)
Нам с Веселым карандашом очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями! Молодцы!
Наше занятие закончилось, но игр и заданий у нашего Веселого Карандаша еще очень много. До скорых встреч!
Информационные ресурсы 1. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь Трясорукова Т.П.;
2. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
3.Дидактический комплекс «Веселый карандаш»
4. «Гимнастика с элементами самомассажа» разработка творческой группы учителей-логопедов г. Смоленска