Возраст детей: 2–3 года (ясельная группа)
Цель конспекта: познакомить детей с летающими существами — птицами и насекомыми. Развивать речь, внимание и интерес к окружающему миру.
Задачи:
- Познакомить детей с представителями мира птиц и насекомых, умеющих летать.
- Формировать первичные представления о строении тела птиц и насекомых (крылья, клюв, лапки, усики).
- Развивать умение различать по внешнему виду и звукам летающих животных.
- Стимулировать развитие мелкой моторики, слухового восприятия и двигательной активности.
Материалы:
- Картинки с изображениями птиц (воробей, голубь, ворона) и насекомых (бабочка, пчела, стрекоза)
- Игрушки птиц и насекомых
- Аудиозаписи звуков пения птиц и жужжания насекомых
- Пальчиковая игрушка-бабочка, кукла «птичка»
- Раздаточные карточки с изображениями
- Цветные карандаши и листы с контуром бабочки и птицы для раскрашивания
- Мыльные пузыри
Ход занятия
Вступление:
(Дети сидят на коврике, воспитатель здоровается с детьми)
Воспитатель:
— Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Мы отправимся в волшебное путешествие и узнаем, кто умеет летать! Вы когда-нибудь видели, кто летает в небе? (ответы детей). Молодцы! А сейчас послушайте загадку:
«Крылья есть, а не самолет,
Летает, поёт и гнёздышко плетёт.»
(Ответ: птица)
«Маленькое, жужжит, цветочек найдет,
Сядет на него и мед соберёт.»
(Ответ: пчела)
Основная часть
1. Знакомство с птицами и насекомыми (наглядная часть)
Воспитатель показывает картинки:
— Посмотрите, это воробей. Он умеет летать, у него есть крылышки и хвостик. А вот голубь, он тоже летает. Он говорит: «Гули-гули». Послушайте, как поёт птичка! (включает аудиозапись). А теперь вот ворона — кар-кар! Покажите, как она кричит! (дети повторяют).
Теперь покажем насекомых: вот бабочка — у неё красивые крылышки, она не поёт, но красиво летает. А это пчёлка — она говорит «Жжжжж!», она собирает мёд. А это стрекоза — у неё длинное тельце и прозрачные крылышки.
2. Объяснение понятий (доступно для малышей):
— Птицы — это такие животные, у которых есть перышки, клюв и крылышки. Они строят гнёзда, откладывают яички, поют и летают.
— Насекомые — это маленькие существа. У них есть усики, лапки и крылышки. Насекомые любят цветочки и тоже умеют летать, но они жужжат, а не поют.
3. Игра «Кто летает?»
Воспитатель показывает игрушки и картинки.
— Я буду показывать вам картинку, а вы скажите: «Летает» или «Не летает».
(Показывает: птицу — дети говорят «летает», корову — «не летает», бабочку — «летает», кошку — «не летает»).
4. Пальчиковая гимнастика «Птичка и бабочка»
Пальчики сложить в клювик и бабочку, делать движения:
— Летит птичка – крылышками машет,
— Летит бабочка – по полянке пляшет.
(Дети двигают руками, изображая полёт)
5. Двигательная игра «Полетели!»
— А теперь мы сами превратимся в птичек и бабочек! Полетели!
(Дети машут руками как крыльями, бегают по комнате, жужжат, поют)
6. Практическое задание: раскрасим бабочку и птичку
(Детям раздаются листы с контуром птицы и бабочки — дети раскрашивают с помощью воспитателя)
7. Мыльные пузыри
— Смотрите, как летают мыльные пузыри — как бабочки! Поймай пузырёк!
Заключение. Воспитатель сажает детей в кружок:
— Сегодня мы с вами узнали, кто умеет летать. Это птицы и насекомые. Птички поют, строят гнёзда, а насекомые жужжат и летают от цветочка к цветочку. Мы с вами играли, слушали звуки, даже сами летали! Молодцы!
Рефлексия. Воспитатель задаёт вопросы:
— Кто летает — кошка или бабочка?
— Птица говорит «гав» или «чирик»?
— У кого есть крылышки — у пчёлки или у рыбки?
— Как жужжит пчёлка? (ответ: жжжжж)
— Как кричит ворона? (ответ: кар-кар)
(Дети отвечают, воспитатель подбадривает, хвалит)