Контроль питания в детском саду — одна из необходимых мер безопасного и здорового существования дошкольника. Рассказы некоторых родителей о поварах, закупающих лично продукты в обыкновенных магазинах, звучат из разряда фантастики. Сейчас за поставку продуктов в детские сады отвечают фирмы-поставщики.
Такая ситуация сложилась с 1 января 2013 года, когда повара перешли в штат фирм-поставщиков, а медсестры, они же диетсестры, официально перевелись в поликлиники. При счастливом стечении обстоятельств, все осталось на своих местах: блюда готовят те же самые повара, а пробу снимает та же самая медсестра, что и была раньше.
Как происходит сотрудничество детского сада и фирмы-поставщика?
В начале года объявляется тендер среди фирм-поставщиков на поставки продуктов. Та компания, которая выигрывает конкурс, подписывает государственный контракт с дошкольным учреждением. С этого времени администрация ДОУ и дирекция компании-поставщика будут тесно общаться: согласовывать меню, оформлять заказ на необходимое количество продукции, общаться по поводу нарушений и прочее.
В каждом районе был выбран свой поставщик. Договорные обязательства между детским садом и компании по сути облегчили жизнь администрации ДОУ, так как основная масса обязанностей, касающихся приготовлению пищи, была делегирована поставщику.
Компания-поставщик отвечает за:
- поставку продуктов,
- приготовление пищи,
- обеспечение квалифицированными кадрами,
- осуществление медосмотров,
- оплату труда,
- технику безопасности,
- содержание оборудование пищеблока и ремонт,
- контроль питания.
Основная обязанность ДОУ — это контроль питания в детском саду.
Кто отвечает за контроль питания в детском саду?
За контроль питания в детском саду отвечает специально образованная комиссия, в состав которой обязательно входит заведующая дошкольным учреждением в качестве председателя, педагоги детского сада, представители родительской общественности из Управляющего совета, медсестра, представитель Исполнителя.
Попасть в такую комиссию может любой родитель. Необходимо написать заявление на имя заведующей. У членов комиссии обязательно должна быть медицинская книжка, ведь отныне они, будь то работник ДОУ или беспокоящийся родитель, будут проводить значительную часть времени на кухне.
Контроль питания в детском саду осуществляется ежедневно. Каждое утро в детском саду начинается с того, что компания-поставщик присылает машину с продуктами. Машина имеет право въезжать на территорию ДОУ согласно внутрипропускному режиму.
Комиссия проверяет качество продукции, соответствие наименования товара и веса товарной накладной, осматривает сохранность тары и целостность упаковки, сверяет маркировку на продуктах и соблюдение сроков реализации. По мере приготовления блюда — контролирует блюдо на выходе, оценивает степень готовности блюда. Кроме этого, как минимум раз в месяц, комиссия должна инспектировать состояние помещения, где готовятся блюда.
В своей работе комиссия руководствуется следующими документами: СанПинами, технологическими картами, сборниками рецептур, ГОСТами, требованиями Государственного контракта и другими.
Важно то, что возможны отклонения от документов, даже от утвержденных на федеральном уровне. Например, в СанПине указано, что в детский сад запрещено поставлять «куры замороженные». К использованию в ДОУ разрешены только охлажденные. Однако на Севере это условие не выполнимо, поэтому местный СЭС издал приказ о том, что куры могут быть замороженными.
В качестве дополнительных мер по усилению контроля питания чиновники заявляли о планах установить видеокамеры на кухне, однако пока эти обещания не были реализованы в полной мере.
Чем чревато оказание некачественных услуг со стороны компании-поставщика?
Среди основных нарушений, с которыми могут столкнуться члены комиссии:
- нарушение транспортировки продукции,
- отсутствие маркировки,
- отсутствие вакуумной упаковки,
- излишки или недовес продукции,
- отсутствие сертификатов качества,
- несвоевременная поставка продуктов (машина задержалась на 10 минут, и, считай, дошкольники остались без завтрака),
- несвоевременная поставка моющих средств,
- отсутствие достаточного количества полотенец.
Все это звенья одной цепи. В том случае, если возникает какое-либо нарушение, составляется Претензионный акт, а продукты возвращаются Поставщику. За нарушения предусмотрены штрафы для поставщика. Например, если по вине исполнителя было перенесено время питания хотя бы на час, то стоимость услуг не оплачивается. Аналогичный штраф грозит поставщику, если продукция не промаркирована или имеет ненадлежащую маркировку, если не соблюдены технологии приготовления пищи, если привезенная продукция не соответствует готовым блюдам и продукции из меню соответствующего дня.
Как видим, штрафы серьезные, поэтому в интересах компании — предоставлять качественную пищу и оказывать качественные услуги.
Если компания продолжает нарушать условия договора, то контракт может быть расторгнут в судебном порядке. Правда, придется обратиться за помощью в Роспотребнадзор и Государственную инспекцию Москвы по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия, чтобы они провели проверку в отношении незаконных действий компании-поставщика.
Материал подготовила Даниленко Мария.