ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Помогите разобраться, я совсем запуталась! Моему сыну 1 год и 10 мес, с 1 октября ходим в сад на 2-х часовое прибывание. С первого дня ребенок остался без проблем, т.е ему очень интересно и с удовольствием идет туда. Но вот проблема- постоянные жалобы воспитателей! Он совершенно их не слушает, его не интересуют групповые занятия, он ходит и играет сам по себе, мешает другим! Я сама присутствовала один день — это действительно так! Ни на какие замечания не реагирует!

Дома ребенок ведет себя активно, но он понимает слово НЕЛЬЗЯ, а вот в детском саду для него запретов нет! Он может упасть и биться в истерике, дома я просто не обращаю на это внимания и все само проходит очень быстро. В саду он на все запреты падает на пол. Т.е ребенок НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ! Я не знаю, что с ним делать, пробовала по попе давать — бесполезно, очень упрямый! Воспитатели делают намеки, что ребенок не знает запретов дома, но это не так! Как вести себя с малышом? Я просто в растерянности! Может, это возрастное или все же врожденная упрямость? Заранее спасибо!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Это врожденное стремление быть собой. Не больше и не меньше. Люди придумали много названий для этого качества – упрямство, неуправляемость, непослушание, вредность, целеустремленность, независимость, внутренняя свобода, самоуважение, уверенность в себе, самореализация. Ученые тоже не отставали и приложили руку (и перо) к творчеству характеристик. Они придумали такие слова, как гиперактивность, социальная дезадаптация, дети индиго. Я привожу только некоторые, очень немногие примеры, на самом деле слов и научных терминов много. И выбор очень большой. Какие слова Вы подберете для своего ребенка? А для себя?

Все зависит от отношения, и наша обыденная привычка делить все на черное и белое, хорошее и плохое, заставляет непрерывно давать оценки окружающим событиям. Против такой сортировки есть два возражения: во-первых, мы живем в разноцветном мире, во-вторых, мир окрашивается в те тона, которые мы для него выбираем. Какой тогда смысл говорить о чем-то в негативном ключе? Стоит только немножко попристальней приглядеться, и в любом событии, в любом поступке и любом человеке можно найти позитивные, приятные стороны того, что казалось плохим.

Посмотрим на Вашу ситуацию с садиком. С ребенком все в порядке, в сад он ходит с интересом и удовольствием, а если возникают трудности – он их уверенно решает своим нехитрым, проверенным способом.

Что смущает Вас? Жалобы воспитателей. А чего Вы хотите: чтобы ребенку было хорошо и интересно в саду, чтоб он чувствовал себя там комфортно, или чтобы воспитатели могли спокойно работать и не смущали Вас своими претензиями, а ребенок к этому подстраивался, даже если это ему неприятно? В этом случае Вы и Ваш сын стоите на противоположных полюсах. Один максимально отстаивает свою свободу, другой максимально хочет удовлетворить окружающих. Такие крайности не оптимальны. Вы хотите научить ребенка учитывать требования других людей? Тогда Вам придется немножко поучиться у сына уважать свои желания. Так вы пойдете навстречу друг другу, это будет очень продуктивно и облегчит и упростит жизнь вам обоим. Будет больше радости и больше взаимопонимания.

Конечно, неприятно, когда Вам не верят. Особенно, если Вы стараетесь быть хорошей мамой, правильно воспитывать ребенка, а кто-то берет на себя смелость судить о Ваших успехах, полностью сводя их к нулю. Но это не Ваша проблема – пусть верят во что хотят, Вы-то знаете, как сын ведет себя вне сада? Вот и хорошо, а что думают по этому поводу другие пусть Вас не беспокоит. Опирайтесь на себя, свое знание, свое мнение и свое понимание ситуации. Здесь, опять же, возьмите пример со своего сына.

Ситуация с садом вполне естественна, если смотреть на нее с такой точки зрения. Малыш еще не адаптировался в новой обстановке, и воспитатели еще к нему не привыкли. Воспринимайте легче и позитивнее то, что они Вам говорят. Это не трагедия, все идет нормально, нет ничего страшного в том, что ребенок ведет себя независимо и делает то, что ему интересно. Воспитатели это будут учитывать, сделать пребывание в группе интересным для детей – их задача, и, поверьте, они знают, как это сделать.

Мне кажется, у Вас были ожидания, что малыш в садике будет послушным, воспитанным ребенком. Пока что они не совсем оправдались – это не беда, зато он смог (вы вместе смогли) гораздо большее – найти такую линию поведения, при которой в сад ходить приятно. А это многого стоит! Со временем сынишка и воспитатели лучше узнают друг друга, приспособятся, притрутся. И все наладится. Главное – оптимизм. И по попе не надо, ладно?)) У Вас растет отличный мальчик!