ребенок в детском саду

детский рисунок

Здравствуйте, стала замечать что дочка 3,8 стала рисовать птиц и животных с когтями, причем когти могут быть больше самого животного. Интересно узнать почему. Спасибо. Дарья.

Здравствуйте. В возрасте 3,8 изобразительные способности у ребенка уже проявляются ярко. Например, человека к 4-м годам при нормальном развитии ребенок уже рисует из отдельных частей: туловище, голова, руки и ноги. На лице ребенок в этом возрасте уже выделяет глаза, рот, нос. Ребенок может изображать пальцы на руках и ногах, могут появляться уши и волосы. Так же и при рисовании животных.

Прежде чем интерпретировать рисунки Вашей дочери, я хотела бы предложить Вам поговорить с малышкой и обсудить ее изображения. Спросите дочку, что это за животное – кошечка, собачка; какое настроение у собачки, почему такое настроение. Пусть дочка расскажет или придумает, где и с кем живет это животное, есть ли у него друзья. И попросите у дочки, чтобы она описала нарисованного животного. Из рассказа девочки Вы многое сможете прояснить для себя и найти ответы на вопросы. Дети в рисунки вкладывают свое эмоции, свои переживания. Эти нарисованные образы помогают детям рассказывать о своем внутреннем мире и нам, взрослым, надо только чуть-чуть быть внимательными и уметь замечать, слушать и слышать своих малышей. Уточните, точно ли это когти и зачем они нужны животному (девочка пусть расскажет). Возможно, ребенок вкладывает в рисунки свое понимание – может это такие ноги и их много, может это такое необычное животное, фантазийное, может это такие руки или пальцы. От того, что расскажет Вам Ваша девочка и зависит интерпретация рисунков.

Если Вы точно уверены, что у животных дочка изображает когти, то с точки зрения психологии изобразительной деятельности, это символ агрессии. Психология интерпретирует изображение когтей, как проявление открытой агрессивности. Но эта агрессивность носит защитный характер. То есть присутствует потребность (необходимость) с помощью агрессивных манипуляций защищаться от кого-то или чего-то. Гипотез в данном случае может быть очень много, но выяснить Вы сможете только сами, наблюдая за дочкой и пообщавшись с ней. Возможно, что девочка чувствует отсутствие защиты, чувствует свою беспомощность и беззащитность. Вспомните, с какого момента, с какого времени дочка стала рисовать такие когти. Может произошла какая-то неприятная ситуация, после которой девочка почувствовала потребность в дополнительной защите («выпустить когти»).

Рисунок – это изображение внутренних переживаний ребенка, его эмоции – радость, уверенность, страх, боль или крик о помощи.

Помните, что дочка еще маленькая и ее мир очень хрупок. А прочность ее мира зависит от Вас. Даже маленькая оплошность со стороны мамочки (не защитила, поругала, похвалила другого ребенка…) может очень сильно пошатнуть чувство уверенности у девочки. Спросите обязательно у дочки – зачем ее животным такие когти. Возможно, Вы услышите самые важные для Вас сейчас слова, с помощью которых Вы поймете свою девочку.

Я желаю Вам услышать и понять дочку. А если у Вас возникнуть дополнительные вопросы, то мы постараемся ответить на них. (Вы можете записать рассказ дочки и направить его нам. Если Вы еще сможете описать поведение дочки или ситуацию, то психолог постарается проинтерпретировать Вашу информацию).

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.