ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: У меня сыну 5 лет. Как положено в детском саду, они занимаются рисованием. Я бы не придавала значения, если бы не одно НО — что бы он ни рисовал, у него получается круг, овал и все это постоянно закрашено. Цвета обычно темные. Это плохо или нет?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Нет ничего плохого в том, что рисует ребенок.

И все, что он делает помимо рисования, тоже хорошо.

Вопрос только в том, как Вы к этому относитесь.

Конкретно про круги и прочие замкнутые фигуры могу сказать следующее. Ребенок таким образом проявляет, скорее всего, определенную замкнутость и закрытость. Это, опять-таки, не плохо и не хорошо, а просто есть. Овал, а особенно круг – выражение целостности, завершенности и полноты. В общем можно сказать, что внутри личности царит гармония, а отношения со внешним миром носят довольно ограниченный характер.

Если Вы считаете, что контакты ребенка с окружающими можно расширить, в нем, с одной стороны, нужно пробудить интерес к окружающему миру, а с другой – избавиться от опасений и страхов перед внешним. В природе человека заложены обе тенденции, и стремление к установлению и поддержанию внутреннего баланса, и тяга к активному взаимодействию с миром. Приостановка или ограничения во взаимодействии скорее всего могут быть вызваны сообщениями, которые ребенок получает от своего окружения, прежде всего, от родителей. Высказывания типа «это опасно», когда их много, ничего, кроме страха, вызвать не могут. Представление взрослого о том, что мир враждебен, что от него постоянно нужно ждать неприятностей и подвохов, вольно и невольно передается ребенку.

А чем этот мир взрослому не угодил?

Мир на самом деле – просто райское местечко. Если ему не мешать разворачивать перед нами все свои прелести, поочередно или скопом, все радости и красивости, человек сможет оценить, насколько он прекрасен и дружелюбен.

О чем Вы первым делом думаете, когда сталкиваетесь с неожиданностью? «Проблема» или «подарок»? Так можно проверить свое отношение к миру.

Кстати, Ваш вопрос мог бы звучать так: мой ребенок рисует не как все. О каких его сверхспособностях это говорит?

И хотя письмо уже написано, совсем не поздно исправлять свое отношение к жизни. Говорите, тона в основном темные? А вы возьмите яркие краски.

Говорите, не придаете значения рисованию? А почему? Это прекрасный вид деятельности. И не только для малышей в детском саду или взрослых профи. Для всех! Попробуйте свои силы, возьмите лист бумаги, кисточку, ярких красок – и вперед. Заодно посмотрите на свои изображения – может, у вас тоже получатся темные круги?))) Теперь Вы знаете, что с ними делать.

Получается так, что пока все хорошо, вы на это не обращаете внимания. А вы обратите! На хорошее. На то, что нравится, что вызывает чувство удовлетворения, умиротворенности, уверенности. А все эти «НО» превратите в «но» и не концентрируйтесь на них. Иначе они к вам крепко привяжутся и будут везде за вами по жизни на веревочке тянуться. Будут все время маячить перед глазами, отвлекая от самого главного – от радости, от наслаждения своей жизнью, своими детьми, своими отношениями, от счастья, наконец.

Все-таки попробуйте нарисовать.