Совместная деятельность по экологическому воспитанию с детьми средней группы «Поспешим на помощь лесу и его жителям!»
Выполнила: воспитатель высш. квалиф. категории Батяева Т.Ю., муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85
Программное содержание: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а так же память, связную речь, умение анализировать и делать выводы; воспитывать эстетический вкус и восприятие красоты окружающего мира, бережное отношение к природе, правильное поведение. Экология.
Предварительная работа: беседа о лесе, экологии, рассматривание репродукций картин известных художников с изображением и альбомов «Деревья леса», «Звери леса», заучивание пословиц о лесе, отгадывание загадок о лесных зверях, беседы «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе».
Материал: игрушка белочка, четыре разрезных картинки, репродукции картин известных художников с изображением леса, экспонаты из мини – музея «Дикие животные Сибири» (для оформления группы), DVD диск с мелодией для физминутки, мяч для игры.
Ход занятия: дети входят в группу, их встречает воспитатель с белочкой на руках. В лапках у животного – письмо.
В: Дети, посмотрите кто у нас в гостях?
Д: Белочка.
В: Правильно, белочка. А где она живет?
Д: В лесу.
В: А давайте мы с вами поиграем в игру «Кто где живет?»
Дети встают в круг. Один ребенок называет дикое животное, кидает мяч другому ребенку, тот в свою очередь, кидая мяч, называет, где это животное живет, ребенок, поймавший мяч, называет другое животное и т.д.
Н-р: медведь – берлога; белка – дупло; волк – логово.
В: Ребята, посмотрите, в лапках у белки, какое – то письмо. Давайте его прочтем.
«Здравствуйте ребята! Я с моими друзьями: ежом, зайцем, лисой, лосем и многими другими, жили в красивом, чистом, густом лесу, но однажды, в наш лес пришли люди, и такого натворили, что нам всем стало невыносимо там жить. Что сделали эти люди, вы узнаете, собрав картинки, расположенные на ваших столах. И огромная к вам просьба, подскажите же нам, что нужно сделать, чтобы наш лес, стал прежним, и мы все смогли в него вернуться?»
В: Давайте поскорее узнаем, что же случилось с лесом и его обитателями.
Дети подходят к столу №1 и собирают разрезную картинку, на которой изображены срубленные деревья.
В: Расскажите, что изображено на этой картинке?
Д: Ответы детей.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон убежал.
В: Давайте вспомним, какие пословицы о лесе вы знаете?
Д: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
«Лес – богатство и краса, береги свои леса».
В: О чем говориться в этих пословицах?
Д: Ответы детей.
В: А кто из вас был в лесу? Вам там понравилось?
Д: Ответы детей.
В: Расскажите, что растет в лесу?
Д: Ответы детей.
В: Названия каких деревьев вы знаете?
Д: Ответы детей.
В: Какие дикие животные не могут жить без деревьев? И почему?
Д: Ответы детей.
В: А человек сможет выжить без леса?
Д: Ответы детей.
В: Что значит лес для человека?
Д: Ответы детей.
Лес — наше богатство!
Лес — воздух, влага и тень.
Лес — дом для зверей и птиц.
Лес помогает выращивать хороший урожай.
Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.
Лес — зеленый наряд планеты.
В: Вы правы. Давайте перейдем к следующему столу.
Стол №2, где расположена разрезная картинка с изображением раскиданного мусора по всему лесу.
В: А что изображено на этой картинке?
Д: Ответы детей.
В: Почему это плохо для леса, для животных?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы.
В: Ребята, послушайте, лесные жители приготовили для нас небольшой сюрприз – музыкальную физминутку.
Звучит музыка со словами «По тропинке в лес идем, в лес идем, и кого мы там найдем?….». Дети слушают и выполняют упражнения согласно тексту.
В: Ну, вот, немного отдохнули, но давайте вернемся и продолжим узнавать причины ухода животных из леса. Подойдите пожалуйста к этому столу, и соберите картинку.
Стол №3 – картинка с изображением пожара.
В: Знаете ли вы, что такое пожар?
Д: Ответы детей.
В: Почему в лесу может возникнуть пожар?
Д: Ответы детей.
В: Да, это так. Послушайте:
Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.
Костер в лесу опасен –
Запомни это каждый.
Ребята! Помните о том, что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен!
Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – 01!
На пожар!
Все как один
По тревоге 01!
В: А вот и последняя картинка, которую вам необходимо собрать.
Стол №4 – картинкой загрязненного водоема.
В: Скажите, нужна ли вода животным?
Д: Ответы детей.
В: А кому еще нужна вода?
Д: Ответы детей.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!
В: Вот мы и узнали причины, по которым лесные обитатели остались без дома, а лес – без жильцов. Ребята, а что же нужно сделать, чтоб лес стал прежним и в него вернулись все животные?
Д: Ответы детей.
В: Какие вы молодцы, я думаю, что после вашей помощи, все звери снова обретут свои домики и лес заживет своей лесной жизнью!
В: На последок, давайте с вами выучим «Лесные правила» и будем их рассказывать всем друзьям и родственникам, да и просто тем, кто их еще не знает!
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.