Воспитатель-мужчина — скорее, исключение из правил, но очень удачное. О своей работе в детском саду нам рассказал Сергей Трифонов, воспитатель МБДОУ детского сада «Теремок», расположенного в поселке Бутурлино Нижегородской области.
Почему решили стать воспитателем?
Случайность. Я хотел поступить на психолога, но на этот факультет было очень много желающих. И пришлось остановиться на факультете дошкольного и начального образования (где тоже изучают психологию). Но и тогда я не собирался становиться воспитателем. Когда учился, у нас была практика именно в детских садах, и оказалось, что дети тянутся ко мне. Я был очень удивлён. Всё-таки чужой человек для них. Позже выясняется, что многие дети воспитываются без отца. И тут я решил (ну, может быть, и не сразу), попробую свои силы в этой профессии. И вот я работаю уже год. Так и втянулся.
Что для Вас самое сложное в работе с детьми?
Самое сложное в работе с детьми — это не сами дети, а общение с родителями. Тяжело получается добиться чего-то от них. А уж, не дай бог, ребёнок стукнется — будут проблемы. Конечно, не со всеми родителями. Есть родители, которые с пониманием, со спокойствием относятся к просьбам, к синякам, а есть сложные родители — тут и говорить нечего.
Как родители относятся к тому, что воспитатель — мужчина?
Я себе тот же вопрос задавал, когда устраивался на работу. Как мне было страшно, вы не представляете. Но, на моё удивление, всё прошло гладко. Нет, конечно, задавали вопросы, зачем да почему сюда пришёл. Удивлялись отцы. Но со временем все привыкли. Детям нравлюсь, а это самое главное.
Какие инновационные методики применяете в работе?
Экскурсия, НОД с использованием ИКТ, различные развлечения (спектакли) для дошкольников, проведение с детьми различных экспериментов.
Расскажите о себе. Есть ли хобби? Как любите проводить свободное время?
Марки я не собираю. Так что хобби как такового у меня нет. В свободное время люблю просто ничего не делать, пообщаться и отдохнуть в кругу семьи.
Как относитесь к ФГОСам? Многие педагоги и воспитатели сетуют на то, что ФГОСы ввели, а никакой конкретики нет. Непонятно, как заполнять документацию, проводить занятия.
Это было непонятно на первых порах. Но сейчас книжек по ФГОС очень много, и разобраться в них просто (я так считаю). Хотя мне сложно было заполнить документацию правильно, и я бегал к старшему воспитателю. Она мне помогала. Чем ФГТ отличается от ФГОС? Если кратко, то в ФГТ было много конкретики, а в ФГОС -нет. То есть если на занятии ребёнок не хочет лепить (а занятие по лепке), то по ФГОС мы не имеем право его заставлять, можно предложить что-то другое.
Какими качествами должен обладать современный воспитатель?
Их очень много. Но, на мой взгляд, важнее всего ответственность, терпение и доброта, трудолюбие.
Есть ли у Вас какие-то секреты в общении с детьми? Как удается, например, привлечь внимание, когда вокруг шум-гам?
Секрет прост до нельзя — всегда надо проявлять любовь и интерес к детям. Дети всегда чувствуют, когда им не рады и могут навсегда от вас отвернуться. А с любовью от детей отбоя не будет. Так как весь дошкольный возраст (это до 7 лет) включает в себя только игровую деятельность, то привлечь внимание детей можно игрой. Как же дети любят играть!
Расскажите какие-нибудь смешные истории из общения с дошколятами.
Я работаю всего год, а столько историй смешных было, что все и не вспомнишь. Вот хотя бы одна из них…
Когда родитель уходит в отпуск, то обязательно забирает в отпуск своего ребёнка (на две недели или на месяц). Так вот, спрашиваю ребёнка (непослушного): «Миша, мама в отпуске?». Он отвечает: «Да». Я говорю: «А ты пойдёшь?». Ответ поверг меня в смех, тем более услышал это от ребенка. «Мама сказала НИКОГДА!».
Психологи любят делить людей на различные типы. А есть ли у вас какая-то градация родителей?
Все без исключения (я имею в виду воспитателей) делят родителей по-разному. Я далеко не пошёл и назвал их «простые» и «сложные». Чем отличаются, смотрите второй вопрос.
Что бы хотелось изменить в системе дошкольного образования?
Я сторонник старого. И считаю, что чем больше изменений в системе дошкольного образования, тем только хуже для неё. Хотя, с другой стороны, не все изменения я отрицаю. Взять хотя бы инновационные методы. А если взять ещё одну сторону, то что-то в меру и надо изменить. Что именно — пока не задумывался.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.