ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Как в интересной и увлекательной форме познакомить дошкольников с арифметикой и укрепить навыки счета? При этом параллельно сделав упор на развитии наблюдательности, фантазии, мелкой моторики рук и памяти? Задач много и все их можно воплотить в интересном путешествии в Волшебную страну.

Материалы для занятия в детском саду: 

  • Демонстрационный: елка с шишками и цифрами, изображение реки, мешочки с песком (имитация камешков), цветы с изображением фигуры человека, карточки с изображением цифр, карточки с изображением животных, 7 ключей, письмо, карта.
  • Раздаточный: цветные карандаши, карточки с изображением количества предметов и цифр.

Ход занятия в детском саду

Воспитатель приветствует ребят. Входит мальчик, изображающий математический знак «+», он обращается к детям:

– Здравствуйте, ребята, вы узнали меня, правильно, я математический знак «плюс». Но я к вам пришел не с пустыми руками, я принес вам письмо. Об этом меня просили жители Волшебной страны.

Мальчик отдает письмо воспитателю. Он уходит, а воспитатель читает письмо ребятам:

«Дорогие ребята! Пишут вам жители Волшебной страны. У нас всегда пели птицы, гуляли веселые звери и цвели необыкновенные цветы. Но однажды злой волшебник решил закрыть всех обитателей страны в клетки, а ключи спрятал. Но он оставил карту, на которой отмечены места, где спрятаны ключи, их всего семь. Тот, кто найдет их, поможет всем жителям Волшебной страны и освободит их. Ребята, помогите, пожалуйста, найдите ключи и освободите жителей Волшебной страны!»

Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, поможем жителям Волшебной страны?

– А трудностей не боитесь?

– Для начала давайте вспомним, сколько ключей нам нужно найти? (Нужно найти семь ключей.)

– Значит, сколько мы должны преодолеть препятствий? (Тоже семь.)

– Может, и само число «7» нам чем-то сможет помочь? Знаете, ребята, а мне кажется, что число «7» волшебное. Оно встречается во многих сказках. Давайте вспомним эти сказки. («Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов».)

– А еще вы знаете, что в неделе… сколько дней? (В неделе семь дней.)

– Назовите дни недели по порядку? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Воспитатель предлагает детям отправиться на помощь жителям Волшебной страны, говорит:

– Будем надеяться, что и число «7» поможет нам. Итак, чтобы нам не заблудиться, пройти все острова и найти все ключи, мы будем смотреть на карту Волшебной страны, а каждый ключ, который мы найдем, мы будем вывешивать на карту.

Звучит музыка, дети идут по группе, на пути у них стоит елка. Это – «Остров сказочной ели». Воспитатель обращается к детям:

– А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. Чем она украшена? (Она украшена шишками и цифрами.)

– А где же задание? Наверное, под елкой, вот в этом конверте.

Воспитатель читает задание: «Посчитайте, сколько шишек висит на елке, и покажите соответствующую цифру. Если справитесь с заданием, то ключик окажется под елкой».

Всего на елке висит шесть шишек. Дети выполняют задание, находят нужную цифру и ключик под елкой. Воспитатель спрашивает:

– Какого цвета наш первый ключ? (Первый ключ красного цвета.)

Первый ключ появился на карте.

Воспитатель предлагает ребятам идти дальше. Дети подходят к «Острову зеркальной реки». Воспитатель восклицает:

– Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее не перейти. Смотрите, среди камней лежит конверт, а в нем задание.

Воспитатель читает задание: «Вам надо разделиться на пары. Возле реки растет яблоня – на ней висят красивые яблочки. Один из вас срывает яблочко и считает, сколько косточек в яблочке, второй возьмет столько камушков, сколько косточек его друг насчитал в яблочке, и положит камушки через реку, таким образом, вы сможете перейти реку».

Дети считают и выполняют задание, воспитатель задает вопрос:

– Какой ключ по счету и какого цвета мы получили? (Мы получили второй ключ, он желтого цвета.)

Этот ключ помещают на карту. Впереди – «Остров перепутанных человечков». Хозяева на этом острове два старых умных аиста. У одного из аистов лежит конверт – в нем задание, а на шее у другого висит ключ. Ребятам нужно справиться с заданием, тогда аист отдаст им ключ.

Воспитатель читает задание: «Ребята, на этом острове живут очень забавные человечки, они спрятаны в цветах. Они все похожи друг на друга, но их перепутали. Надо помочь им найти свой домик».

Уже три ключа вывешены на карту.

Дети идут дальше. Звучит музыка. Ребята выполняют различные движения под музыку: шагают, машут руками, покачиваются вперед, назад, поворачиваются вокруг себя, приседают:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились,
На цветочки опустились.

После физкультминутки дети прибывают на «Остров затерянных цифр». Воспитатель обращает их внимание на то, что на столе лежит много картинок. Между ними находится и конверт с заданием: «Ребята, а на этом острове у нас потерялись цифры, они разбежались кто куда и спрятались в разные предметы. Найдите эти цифры».

Дети находят в картинках предметов разные цифры, называя и показывая цифру.

В награду за это ребята получают еще один ключ, на этот раз синего цвета.

Воспитатель спрашивает:

– Сколько у нас получилось ключей? (У нас уже есть четыре ключа.)

Воспитатель сообщает, что следующее задание ждет их на «Острове животных»:

– Ребята, а тут нам с вами надо хорошо подумать. Смотрите, здесь у нас перепутались все животные, и дикие, и домашние оказались все вместе, надо разделить их.

А для этого нужно быть внимательным и вспомнить, где кто живет.

Дети распределяют животных по группам «Дикие животные», «Домашние животные».

Воспитатель говорит, что еще одно препятствие осталось позади, задает вопрос:

– Сколько ключей в нашей копилке? (Пять ключей.)

И этот ключ прикрепляют к карте. Воспитатель приглашает ребят в «Домик
художника».

– Ребята, а теперь мы с вами попали в домик художника, садитесь за столы.

Воспитатель находит письмо от художника, зачитывает его: «Дорогие ребята! Я художник и очень люблю рисовать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы мне помогли, закончить картины».

Далее воспитатель объясняет задание:

– Ребята, у каждого из вас есть незаконченная картина художника, на которой изображены божьи коровки, но чего-то не хватает у наших божьих коровок. Ребята, как вы думаете чего? (У них не хватает точек на крыльях.)

Об этом и просил художник, надо нарисовать столько точек, сколько показывает цифра, расположенная рядом с картинкой.

Дети справляются с заданием, и воспитатель достает шестой ключик, показывает его детям. Воспитатель задает ребятам вопрос:

– Сколько у нас ключей? (У нас шесть ключей.)

Воспитатель сообщает, что вот и шестой ключ появился на нашей карте. Осталось только добыть седьмой, но этот ключ дети получают за свои старания, за внимание и хорошие знания. Но есть еще одно незавершенное дело. Ключи мы собрали, пройдя все испытания, а теперь их нужно отправить жителям Волшебной страны. Они очень ждут эти ключи? А в этом нам поможет математический знак «плюс», который принес нам письмо.

Выходит мальчик, он благодарит ребят:

– Ребята, большое спасибо за помощь жителям Волшебной страны. А за вашу помощь мы хотим вам подарить вот эту игрушку – пусть она станет талисманом вашей группы. Будьте всегда добрыми и отзывчивыми ребятами. Ну что, мне пора.

Дети прощаются с математическим знаком. Уходят в группу.

Автор — Наталья Николаевна ИВАНОВА, воспитатель Государственного образовательного учреждения – детского сада № 2320 СЗАО г. Москвы. 

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №4 за 2009 год.