ребенок в детском саду

Автор — Н. В. Верещагина

Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля. Это связано с известным постулатом коррекционной педагогики и специальной психологии о зависимости эффективности коррекционного воздействия от сроков его начала.

Сложность однозначного принятия решения о нарушенном интеллектуальном развитии в возрасте до 3 лет обусловлена рядом причин.

  • Во-первых, в раннем возрасте развитость ребенка в большей мере, чем в других возрастах, зависит от социального окружения. Так, ребенок, посещающий ясли, будет в большинстве случаев опережать по коммуникативным качествам и общей осведомленности сверстников с семейным воспитанием при прочих равных условиях.
  • Во-вторых, вопрос об интеллектуальной недостаточности до 3 лет возникает, как правило, у детей, ограниченно понимающих обращенную речь и не владеющих экспрессивной речью (так называемые «безречевые» дети). Однако, несмотря на то что малыши имеют одинаковую речевую и интеллектуальную продуктивность, эту группу составляют дети, у которых речевое развитие вторично нарушено в силу  интеллектуальной недостаточности, а также дети с первичным расстройством речевой системы (задержка речевого развития, моторная алалия).
  • В-третьих, отсутствие лаконичных, надежных, предполагающих количественную обработку и статический учет диагностических процедур выявления интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте крайне осложняет и делает трудоемким решение этого вопроса.

Проведенное исследование было направлено на создание и апробацию экспресс-методики диагностики интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста.

Экспериментальная работа в детском саду началась в 2004 году и была направлена на выявление критериев оценки психоречевого развития, достаточных для принятия решения о сохранности интеллектуальной системы ребенка до 3 лет. Анализ существующих подходов, оценка из прогностической надежности (соответствие вывода по методике диагностики результатам обучения и воспитания ребенка, а также заключению врачей — невропатолога, психиатра) показали их несостоятельность в большинстве случаев. Экспериментальная работа показала, что это связано не с качеством диагностической процедуры, а с неучетом психофизиологических параметров развития ребенка и с отсутствием комплексного подхода.

Апробация нескольких вариантов экспресс-диагностики интеллектуальной недостаточности у детей до 3 лет позволила выделить минимально необходимые направления оценки:

  1. Оценка общего психического развития: цветовой гнозис, различение форм, предметный гнозис; мышление и способы деятельности; зрительно- эмоциональная память; произвольное внимание.
  2. Оценка игровой деятельности: действия с игрушкой; игровые действия.
  3. Оценка двигательной сферы: общая моторика; движения пальцев рук.
  4. Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы: контактность; фон настроения, реакции на поощрение и наказание.
  5. Оценка речевой сферы: пассивный словарь; логопедический диагноз.
  6. Особенности нервной системы: функциональная асимметрия (подчеркнуть), скоростные характеристики деятельности.

Выделенные параметры были структурированы в «Карту обследования детей раннего возраста». Карта представляет собой бланк обследования с описанными заданиями и вариантами ответов (вариантами поведения ребенка) для оценки уровня интеллектуального развития ребенка до 3 лет.

Всего 24 пробы, оцениваемые по трехбалльной шкале по принципу:

3 — выполнил самостоятельно, и соответствует норме;

2 — выполнил с чьей-то помощью, или есть признаки несоответствия;

1 — не выполнил, и выраженное несоответствие.

Для оценки параметров нервной системы:

3 — возбудимость, гиперактивность, расторможенность поведения;

2 — баланс тормозимости и возбудимости, упорядоченное поведение;

1 — чрезмерная медлительность.

Для оценки профиля функциональной асимметрии (по Николаевой Е. И.):

3 — выраженный (все признаки правые или левые);

2 — смешанный (сочетание правых и левых признаков);

1 — невыраженный (симметричный — отсутствие ведущего канала восприятия в каком-либо параметре оценивания).

Карта легко заполняется — подчеркиваются возможные варианты ответов (в большинстве случаев по принципу «самостоятельно», «с помощью», «не справился»), а также содержит вывод по уровню развития каждой из оцениваемых областей развития ребенка по принципу «соответствует возрасту», «есть признаки несоответствия возрасту», «выраженное несоответствие возрасту». У каждого исследуемого параметра содержатся подсказки в виде описания необходимых заданий, с тем чтобы исключить отвлечение психодиагноста к источникам во время процедуры проведения. Опыт применения карты показывает простоту ее заполнения, удобство использования и эффективность в оценке параметров развития ребенка.

Обработка карты так же проста, как и ее заполнение. Результаты исследования по каждому параметру заносятся в таблицу в балльных значениях. Затем подсчитывается среднее значение, которое рассматривается как показатель сохранности интеллектуальной (психоречевой) системы ребенка раннего возраста.

Выделены балльные показатели уровней психоречевого развития ребенка раннего возраста:

  • соответствие возрастным нормативам — более 2,31 балла;
  • незначительное отклонение от возрастных нормативов — 1,71—2,3 балла;
  • выраженное несоответствие возрастным нормативам — менее 1,7 балла.

Анализ заполненной таблицы позволяет сделать выводы об особенностях детей в группе и сформулировать предварительное заключение о характере нарушенного развития — выраженное несоответствие возрастным нормативам или незначительное отклонение.

Анализ индивидуальных показателей развития, отраженных в карте, позволяет с высокой степенью вероятности определить наличие интеллектуальной недостаточности у ребенка до 3 лет. Причем временные затраты составляют не более 20 минут вместе с обработкой и интерпретацией результатов обследования ребенка, что делает карту удобным психодиагностическим инструментарием для оценки психоречевого развития детей раннего возраста.

Прогностическая способность карты составляет 73%. Прогностическая способность высчитывалась автором в течение 3 лет по результатам первичной диагностики по карте детей с проблемами в развитии на начало учебного года (сентябрь) и по соответствию полученного заключения выводам о результатах коррекционно-развивающей работы на конец учебного года (май). Получилось, что заключение по карте на сентябрь в 73% случаев соответствует выводам в мае. Собственные наблюдения свидетельствуют о том, что снижению процента прогностичности карты способствует интенсивное медикаментозное воздействие на детей в течение года, что рассматривается автором как крайне положительных момент в коррекционно-развивающей работе с «безречевыми» детьми.

Надежность заключений, полученных на основании результатов обследования по карте, была доказана в ходе классической психометрической процедуры (Бодалев А. А., Столин В. А. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2006) с использованием результатов сравнительного исследования двух групп детей 2—3 лет. Экспериментальную группу составили 29 детей, не имеющие на момент обследования экспрессивной речи («безречевые») и посещающие коррекционную группу. В контрольную группу вошло 56 детей 2—3 лет с условно нормальным речевым онтогенезом (фраза из 2—3 слов с нарушенным звуко-слоговым составом слов), посещающих МДОУ.

Сравнительное исследование позволило выделить принципиальные различия психоречевого развития детей раннего возраста с нарушенным и нормальным речевым онтогенезом.

«Безречевые» дети в 2—3 года достоверно отличаются от сверстников незрелостью центральной нервной системы, что проявляется в невыраженном индивидуальном профиле функциональной асимметрии, а также в дисбалансе тормозных и активирующих влияний систем головного мозга. Эти дети обнаружили несформированность ведущих моторных систем (рука, нога), а также отличались гиперактивностью или чрезмерной медлительностью. Закономерными результатами исследования стали достоверные различия между группами детей в уровнях речевого и общего психического развития. Обращает внимание отсуствие различий между группами по игровой, двигательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферам, что указывает на вторичный характер отклонений в общем психическом развитии у «безречевых» детей. Поэтому можно заключить, что в экспериментальной группе были дети с первичным нарушением речи. В целом дети с нарушенным речевым онтогенезом имеют доказанное несоответствие психоречевого развития возрастным нормативам.

Таким образом, предложенная карта дает полное представление об особенностях развития ребенка раннего возраста и позволяет сформулировать заключение о степени выраженности нарушений в развитии, поэтому может использоваться как для скрининга, так и для динамичного наблюдения за результатами коррекционно-развивающей работы в группах раннего возраста.

Особенностями карты являются:

  • простота заполнения,
  • комплексность обследования,
  • достаточная быстрота обработки результатов (в том числе статическая).

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка ________________________________________

Дата рождения _______________________________________

Возраст на момент обследования _____________________

Оценка общего психического развития

1. Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда — всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве ____, использует/понимает обобщающие слова ________________(вписать).

4. Мышление и способы деятельности:

  • выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);
  • разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
  • пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
  • матрешка (двусоставная): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
  • вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка. Ребенка просят закрыть только цветы или только мишек): самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка игровой деятельности

  • Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть).
  • Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

Вывод о развитии игровой деятельности: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка двигательной сферы

  • Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной __________ рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).
  • Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту, есть признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы

  • Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть).
  • Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть).
  • Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка речевой сферы

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Логопедический диагноз ______________________________

Особенности нервной системы

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):

  • предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;
  • нога: правая, левая, нет предпочтения;
  • ухо: правое, левое, нет предпочтения;
  • глаз: правый, левый, нет предпочтения.

Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):

  • возбудимость;
  • медлительность;
  • застреваемость;
  • другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать).

Заключение

Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

таблица

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.

Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

Литература

  • Верещагина Н. В. «Особый» ребенок в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Верещагина Н. В. Экспресс-диагностика интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии / Ред. В. Н. Скворцов. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009.
  • Николаева Е. И. Леворукий ребенок. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, апрель 2010 год.